Сидней Беше [Sidney Bechet] |
Краткая биография |
Родился в Новом Орлеане 14 мая 1897 года.
Кларнетист, сопрано саксофонист, один из пионеров джаза. С восьмилетнего возраста играл в различных новоорлеанских оркестрах, в том числе в бенде знаменитого трубача Фредди Кеппарда. В 1914-1916 гастролировал в южных штатах с группой Кларенса Уильямса. В 1916 играл с Кингом Оливером и по его же приглашению в 1918 приехал в Чикаго. В 1919 выступал во Франции. В 1921 работал в Лондоне в оркестре Бенни Пэйтона, но был выдверен из Англии за драку. В 1921-1925 играл со старым другом Кларенсом Уильямсом, а также с Луи Армстронгом. Некоторое время сотрудничал с блюзовой вокалисткой Бесси Смит и играл в оркестре Дюка Элингтона. Вновь посетил Европу в 1926 с оркестром Нобла Сисла и ревю Джозефины Бэйкер. В том же году посетил СССР [концерты в Одессе, Харькове и Москве]. Десять лет оставался верным Ноблу Сислу, затем вернулся в США. В начале 40-х собрал собственный ансамбль. В 1949 навсегда поселился в Париже, играл с французскими музыкантами и способствовал становлению традиционного джаза в Европе. Умер в Париже 14 мая 1959 года. |
Некоторые размышления о жизни и творческом гении Сиднея Беше |
Беше - фигура во многом загадочная. Творчество этого гениального музыканта плохо исследовано. Даже сейчас, когда после смерти этого гиганта традиционного джаза прошло более полувека, он не занял еще подобающего ему места в Джазовом Пантеоне Славы. Причина этого как в личности Беше, в особенностях его характера, так и в обстоятельствах его кочевой безалаберной и сумасбродной жизни. Один из самых замечательных исследователей джаза Джеймс Коллиер задается вопросом: "Как и почему, начиная примерно с 1927 года джаз стал музыкой солистов? Обычно отвечают, что за это несет ответственность Луи Армстронг. Однако представляется, что это лишь часть правды. Думаю, что первоначальный импульс исходил от другого человека и этим человеком был Сидней Беше". Дюк Элингтон, который играл с Беше, вспоминал: "Один из величайших музыкантов, Беше был символом джаза. Такого стона, как у него уже не услышишь. Его музыка шла из глубины души и очень трудно кого-либо сопоставить с ним". Беше не только оказал огромное влияние в технике игры на кларнете и сопрано саксофоне в джазе. В огромной мере он повлиял на само музыкальное мышление джазовых музыкантов двадцатых годов. Беше был одним из полудюжины миссионеров джаза, которые между 1919 и 1922 годами превратили регтайм, блюз и другие виды популярной музыки в новый музыкальный жанр, придав ему новую художественную форму, сохранившуюся до нашего времени, несмотря на серьезную трансформацию. В начале двадцатых годов Беше случайно наткнулся на довольно редкий инструмент, не ожидая, что на нем прийдется играть ему всю жизнь. Это была спрямленная разновидность сопрано-саксафона, внешне напоминающая утолщенный металлический кларнет. Беше понравилось звучание инструмента. Его регистр напоминал нечто среднее между альт-саксофоном и кларнетом. И постепенно сопрано саксофон вытеснил кларнет из его музыкального обихода. В середине двадцатых годов Сидней Беше выпустил несколько пластинок с молодым Луи Армстронгом. Луи был на четыре года младше Беше. Оба играли тогда в ансамбле Кларенса Вильямса. В этих записях 28-летний Беше предстает зрелым музыкантом, блестяще владеющем своим инструментом, игравшем в стиле импровизации, отличаясь неистощимой мелодической изобретательностью и изощренным свингом. Бесспорно, что в этих записях Беше затмил Армстронга. Впрочем в то время они оба еще находились в стадии становления. Однако Коллиер находит этому другое объяснение: "У меня нет сомнений, что в тот момент Сидней Беше был лучшим из всех живущих джазовых музыкантов". Беше, как всегда, не сидится на месте и он продолжает путешествовать по миру. В 1926 году судьба заносит его в Россию с ансамблем Френки Уитерса, который явился первым американским джаз-ансамблем, выступившем в России. Его выступления послужили мощным толчком в развитии джаза в СС. Так что можно помыслить, что Сидней Беше - ведущий солист этого ансамбля, стоял у истоков джаза, начавшем зарождаться после этого в России. По своему характеру и темпераменту Сидней Беше был бунтовщиком и мятежником. Человек не сдержанный, вспыльчивый и страсный, он часто становился жертвой своей неуживчивости, темперамента и нескрываемого индивидуализма. Его страстью была свобода. Отсюда и пристрастие Беше к цыганскому кочевому образу жизни и неспособность к оседлому существованию. Во время гастролей по Европе Беше дважды высылался за драки из Англии и Франции. Почти год он провел в парижской тюрьме. Беше был мало приспособлен к господствующему в ансамблях стилю коллективной манере игры. Ему претила подчиненность воле бенд-лидера. Лучше всего он играл в собственных ансамблях. Такие популярные и здравомыслящие музыканты как Луи Армстронг, Дюк Элингтон, Бенни Гудмен находили способы создавать прекрасную музыку в рамках модных музыкальных поветрий и коммерческих требований музыкального рынка. Не то - Беше. Он был просто зациклен на идеях ново-орлеанского стиля и изменить его художественные убеждения и музыкальное пристрастие не могло ничто в мире. Именно поэтому гений Беше менее востребованный чем таланты, многому научившиеся у него, включая и Элингтона. Не следует забывать и то, что Беше покидал Америку, подолгу не жил на родине. Останься он в оркестре Дюка до конца 20-х годов, подобный ему стал бы одной из центральных фигур мировой джазовой сцены. Однако Беше, тяготясь оркестровой дисциплины, предпочел сбежать в Европу, где о джазе тогда мало кто знал. Когда через несколько лет он вернулся, все места на джазовом Олимпе были уже заняты. Благодаря вошедшим в моду радиопередачам с участием оркестров Луи Армстронга, Дюка Элингтона, Бенни Гудмена, они были на устах почти у всех, а о Беше практически забыли. Когда в 30-е годы музыкальная мода изменилась, Армстрон, Элингтон и Гудмен быстро к ней приспособились, выпуская пластинку за пластинкой. Бескомпромиссному же Беше, испытывавшему огромные финансовые трудности, доводилось с трудом сводить концы с концами, хватаясь за любую музыкальную работу. В 1933 году ему пришлось, правда на недолгое время, забросить музыку и открыть портновскую мастерскую. Однако с возвращением к новоорлеанскому стилю и диксиленду в 1939 году судьба повернулась к Беше лицом. Вновь о Беше заговорили как о величайшем джазмене. Он выпустил несколько превосходных пластинок, но в 1949 году Беше возвращается во Францию, ставшей его второй родиной. В 1952 году Беше навседа поселяется в Париже, где прошли его последние годы, где он скончался в день своего 62-летия 14 мая 1959 года, окруженный почетом и славой, которых у него никогда не было на родине. |
Музыкальный фон страницы: "Petite Fleur" - Sidney Bechet |
Сидней Беше [Sidney Bechet] |
SEVEN SPANISH ANGELS |
Введение |
---|
Мир джаза-1 |
Мир джаза-2 | Мир джаза-3 |
Мир джаза-4 |
Мир джаза-5 |
---|
Мезз Меззроу-1 |
Мезз Меззроу-2 |
Мезз Меззроу-3 |
Дюк Эллингтон |
Стен Гетц-1 |
---|
Стен Гетц-2 |
Стен Гетц-3 |
Билли Холидей-1 |
Лестер Янг-1 |
---|
Лестер Янг-2 |
Лестер Янг-3 |
Билли Холидей-2 |
Гостевая |
---|
Мир животных |
Элла Фитцжеральд |
Бенни Гудмен |
Луи Армстронг-2 |
Банни Бериген |
---|
Бен Уэбстер |
Луи Армстронг-1 |
Хамфри Литтелтон-1 |
Хамфри Литтелтон-2 |