Стен Гетц [Stan Getz] - 1 Главная
Стен Гетц Стен Гетц Стен Гетц




Краткая биография

Стен Гетц [Станислав Гаецкий] родился 2 февраля 1927 года в Филадельфии. С шестилетнего возраста жил в Нью-Йорке, в школьном оркестре играл на губной гармонике, фаготе, контрабасе, альт-саксафоне. В 15 лет дебютировал как тенор-саксафонист в ансамбле Джека Тигардена. В 1944-1945 годах уже играл в биг-бенде Стена Кентона, в последующие полтора года - в оркестре Джимми Дорси, Бенни Гудмена, Ренди Брукса, Херби Филдса.
Первое признание пришло как участнику оркестра Вуди Германа, в котором было создано абсолютно новое звучание группы саксафонов. Дополнительную известность принесло соло, сыгранное в 1949 году в композиции Ральфа Бернса "Early Autumn". В этом же году собрал ансамбль, в который постепенно приглашал известных джазменов.
В 1951 году гастролировал в Швеции.
В 1953-1954 работал в студиях Нью-Йорка с собственными группами, либо в ансамбле Боба Брукмайера. Вошел в антрепризу Номана Гренца. Однако дальнейшему успеху помешало увлечение наркотиками. В 1958 году поселился в Копенгагене. В последующие три года играл с европейскими музыкантами.
Вернулся в США в 1961 году по приглашению Эдди Сотера, чтобы записать с его струнным оркестром пластинку "Focus".



Высший пик популярности

Тенор-саксафонист, обладающий неограниченными техническими возможностями, неповторимой интонацией, врожденным чувством симметрии и необузданной фантазией, Гетц развил исполнительские принципы Лестера Янга и окончательно сформировал свой индивидуальный неповторимый стиль исполнения.
Будучи признанным мелодистом, как-то сказал: "Я хотел найти на теноровом саксафоне звук, подобный человеческому голосу".
Высшего пика популярности Стен Гетц добился в 1962 году, записав вместе с гитаристом Чарли Бердом пластинку "Jazz Samba" на темы Антонио Карлоса Джобима "Desafinado" и "One Note Samba Encore", которая закрепила популярность нового стиля, основанного на очередном витке увлечения латиноамериканской музыкой.
Европейские гастроли Стена Гетца в 1969 году открыли второй период жизни вне Соединенных Штатов. Гетц поселился в Испании и снова начал выступать с европейскими партнерами. В 1975 году начал выпускать серию "Стен Гетц представляет..." и в последующие 10 лет оставался активным на американской и европейской фестивальной сцене, представляя в своих новых ансамблях молодых музыкантов. Умер 6 июня 1991 года в Лос-Анжелесе. Стен Гетц достиг чего хотел, он нашел "..звук, подобный человеческому голосу". Его невозможно не узнать или спутать с другим исполнителем.
«Подобно своему ментору Лестеру Янгу, Стен Гетц умел не только говорить о любви в своих импровизациях, он умудрялся создавать с помощью своего инструмента красочные полотна, посвященные любви, - говорит поэт и романист Ал Янг, - И даже сейчас, в эпоху тотального засилья телевидения и кино, с интимом, который создает Гетц, мало кто может тягаться».



Малоизвестные случаи из жизни Стан Гетца - 1

1. От алкоголя, наркотиков и бопа
до признаков будущей джазовой иконы

На протяжении 1943 года оркестр Тигардена, в котором работал Гетц, разъезжал по США, выполняя указания агенства, получавшего заказы от военных. В основном это были выступления на армейских и военно-морских базах. Потом Тигарден приболел и гастроли прекратились, после чего оркестр лишь изредка мелькал в радиопрограммах.
Членство в бригаде Тигардена не сулило никаких выгод и Гетц решил
поискать себе другое место.
Впоследствии Стен с большой теплотой отзывался о своем наставнике: великий Тигарден научил его многому и не только в профессиональной области. С кем поведешься от того и наберешься. Пообщавшись с пьянчугой Тигарденом, Гетц освоил науку питья и так закалил свой организм, что ему все было нипочем.
Тем временем Дядя Сэм уже по десятому разу прочесывал поредевшие ряды американских музыкантов, устраняя последних конкурентов молодого,
но амбициозного саксафониста.
Следующим местом работы Стена Гетца стал оркестр Стена Кентона, зарплата - 125 долларов в неделю. Кентон сравнительно недавно возглавил оркестр, однако не испытывал тех трудностей, с которыми постоянно сталкивался Тигарден. Кентон нашел надежную кормушку - Общенациональное шоу NBC с ведущим Бобом Холтом. Поскольку Холт считался крупной шишкой, весь его бизнес финансировался государством. Даже в качестве средства передвижениия использовался не поезд и не автомобиль, а бомбардировщик В-17. Кроме того Кентон имел долгосрочный контракт с фирмой грамзаписи "Кэпител", так что его позиции были достаточно прочными.
Новый бос Гетца был полной противоположностья добряка Тигардена, да и музыка его оркестра была другой. В ней преобладали структуры и гармонии современной классики, без блюзового акцента. Но Гетца это обстоятельство не смутило. Он быстро освоился, начал требовать от Кентона ведущей сольной партии и получил их.
Образцом для подражания Гетцу служил Лестер Янг. Гетц иммитировал не только его исполнительский стиль, но и его иммидж, который характеризовался одним емким словом "куул" - хладнокровный и невозмутимый. Янг не желал соответствовать общепринятому представлению о джазмене: слегка чокнутому весельчаку, если белый и точно такому весельчаку с вращающимися глазами, если черный. Стен часами слушал пластинки Янга и восхищался. Но далеко не все разделяли его восторги.
В один из дней сидя в ресторане, Стен спросил Кентона, что тот думает о Янге. "Он мне неинтересен", - буркнул начальник, - "слишком просто играет". Гетц вскочил и с негодованием выкрикнул: "Ах, вот как, ну раз вы презираете Янга,
я увольняюсь и немедленно".
Работая в оркестре Тигардена, Гетц научился пить как сапожник, поиграв в оркестре Кентона Гетц приобрел еще одну крайне пагубную привычку - пристрастился к героину. Посколько труд музыканта оплачивался хорошо, у него всегда имелись деньги на наркотики. Последствия оказались вполне предсказемыми: неадекватное поведение, запятнаная репутация и прочие неприятности, но все это произошло потом, а пока Стен после краткого пребывания в джаз-бенде Джимми Дорси осел в оркестре Бенни Гудмена.
Гетц и Бенни имели много общего. Оба были выходцами из среды русско-еврейских эмигрантов, оба в юности являлись единственными кормильцами своей семьи, для обоих музыка была главным увлечением в жизни. Гудмен благоволил Гетцу, но тот откровенно скучал. Работать в биг-бенде, где заранее все расписано угнетало Стена монотонностью и однообразием. Размяться удавалось только во время сейшн на 52 улице.
Революционные ячейки первопроходцев бибопа в это время возникали практически во всех биг-бендах и оркестр Гудмена не стал исключением. Там стали хулиганить двое - Стан Гетц и тромбонист Хайн Виндинг, но не во время выступлений оркестра, а запершись в туалете. Время от времени туда заглядывал и Бенни. Послушав странные звуки, он затыкал уши, морщился и поспешно удалялся. Кстати, Гудмен выгнал Гетца из оркестра вовсе не за боперские эксперименты в туалете, а за прогулы. Стен пропустил серию важных выступлений в ньюйорском кинотеатре "Парамаунт".
Гетц никак не мог решить на кого теперь равняться: на Лестера Янга или на Чарли Паркера. Он скорее из любопытства примеривал на себя различные музыкальные стили, словно костюмы. Альт-саксафонисты за редким исключением обычно капитулировали перед Чарли Паркером и рабски повторяли его ходы, но у тенор-саксафонистов такой номер не проходил, поэтому Гетц конструировал свой собственный стиль, смешивая стили Янга и Паркера.
Одновременно с экспериментами бибопа Гетц познал и романтические чувства. Его первой большой любовью стала восемнадцатилетняя Беверли Берн -сестра Бадди Стюарда - одного из первых певцов, воплотивших идеи бибопа в вокале. 7 ноября 1946 года Стен и Беверли поженились в Лос-Анжелесе.
Конец войны принес немало перемен в повседневную жизнь американцев. Не успели отгреметь залпы праздничного салюта как появились первые признаки колапса танцевальных оркестров. О том, чем вызваны гибели американских биг-бендов, музыкальные историки спорят до сих пор. Но основные причины ясны. Это - взлетевшие до небес гонорары рядовых членов оркестра, что было вызвано дифицитом кадров, двадцатипроцентным налогом на развлечения, сохранившимся после войны исключительно по забывчивости правительства и пассивность населения, которое вдруг перестало плясать и пьянствовать, а переженилось, остепенилось и засело по домам. Пузырь надутый Бенни Гудменом десятью годами раньше с треском лопнул. Всего за несколько недель распались сразу восемь ведущих биг-бендов страны - самого Бенни Гудмена, Вуди Германа, Гарри Джеймса, Томми Дорси, Лесса Брауна, Джека Тигардена, Бенни Картера и Айни Рейнхардта. Во второй лиге счет шел на сотни.Трудно сказать по слуяайности или с дальновидным расчетом, но Стен Гетц сделал правильный выбор, перебравшись именно в Калифорнию. Послевоенная Калифорния была поистине Землей обетованной, переполненной уверенными в себе оптимистами. Гетц и его соратники зарабатывали здесь не на бибопе, а как участники ансамбля, исполнявшими диксиленд и румбу. В тот период окончательно оформился стандартный состав саксафонной секции бигбенда, сохранившийся и по сей день: два альта, два тенора и один баритон. Пианист-оранжировщик Джим Ролланд экспериментировал с четырьмя тенорами и Гетц играл в одной из таких групп. Когда Вуди Герман формировал свой ансамбль "Second Herd", он нанял диковинную секцию Ролланда целиком и назвал ее "Четверо братьев". Именно в ансамбле Германа и берет начало процесс превращение Стан Гетца в джазовую икону. "Second Herd" был крайне недисциплинированным ансамблем, что в общем-то и понятно, что можно ожидать от компании горячих и молодых парней, живших и странствовавших вместе, тем более если учесть, что более половины из них были наркоманами. Доставку героина обеспечивал саксафонист Серж Чалофф. Стена товар коллеги интересовал гораздо больше чем женщины, а те мечтали поближе познакомиться с темноволосым двадцатилетним красавцем. Когда биг-бенд Вуди Германа выступал в голивудском зале "Паладиум", в гримерную Гетца выстаивалась очередь и никакие-нибудь там старлетки, а кинозвезды типа Эвы Гарднер. Но Стен не обращал внимание на поклонниц и после концерта торопливо убегал вместе с Сержем на встречу с очередным наркодиллером. Приняв дозу, Стен начинал буянить, бил стекла или открывал пальбу из пневматического пистолета. В одной из гостиниц хозяин потребовал у Чалоффа компенсации в 24 доллара за поврежденную дверь в номере. Тот расплатился со словами: "Вот тебе деньги, зато дверь теперь моя". Здернув дверь с петель, Чалофф отволок ее в автобус и потом еще долго возил с собой. Но Серж по крайней мере не грубил начальству, а Стен мог заявить боссу: "Вуди а играешь то ты хреново, твоя исполнительская манера давно безнадежно устарела", на что тот неизменно отвечал: "Да, Стен, ты прав, поэтому я и держу таких как ты, так что закрой свою пасть и не вякай". В январе 1949 года имя Гетца впервые появилось в ответе читателей на анкету журнала "Метроном". Второе знаменательное событие этого периода - Стен стал отцом. Джаз-бенд Германа к этому моменту рассыпался и Гетц пустился в свободное плавание. Однако ньюйорские клубы где исполнялся джаз можно было сосчитать по пальцам и выступать там могли только очень известные артисты.

Продолжение на странице "Стен Гетц-2"

Музыкальный фон страницы:
Тема Каэтано Вилоса - Стен Гетц, Аструд Жильберто, Жиао Жильберто

Glenn Miller - Chattanooga Choo Choo

Poor boy blues - Knopfler - Atkins

Главная
Введение
Мир джаза-1
Мир джаза-2
Мир джаза-3
Мир джаза-4
Мир джаза-5
Мезз Меззроу-1
Мезз Меззроу-2
Дюк Эллингтон
Музз Меззроу-3
Стен Гетц-2
Стен Гетц-3
Бенни Гудмен
Банни Бериген
Бен Уэбстер
Луи Армстронг-1
Э.Фитцжеральд
Билли Холидей-1
Билли Холидей-2
Гостевая
Мир животных
Луи Армстронг-2
Лестер Янг-1
Лестер Янг-2
Лестер Янг-3
Хамфри Литтелтон-1
Сидней Беше







Яндекс.Метрика