Мир джаза - 1 Главная
Джаз - не африканская музыка, а уникальный синтез европейской и
африканской музыкальной традиции

1. Джаз как явление


Джаз, как разновидность музыки, Луи Армстронг в сущности,
феномен - исторический, эстетический и социальный.
Он не сопоставим ни с одним классическим музыкальным жанром, чье развитие совершалось веками. Возникнув немногим более 100 лет назад в замкнутой социальной среде, традиционный джаз стал явлением,
без которого невозможно представить культуру ХХ1 века.
Джаз не популярная музыка, но он обладает той неиссякаемой
внутренней силой, которой популярная
музыка лишена.Мади Уотерс
Джаз завоевал любовь миллионов людей на Земном шаре. Для многих общение с ним стало насущной потребностью, составной частью их духовной жизни.


В основе джаза лежит нечто такое,
что можно почувствовать, но нельзя объяснить.


2. Сущность джаза

Всегда ли можно объяснить "почему" и "что это такое", да и нужно ли? Нужно ли верующему объяснять кому-либо почему он верит в Бога? Говорят Луи Армстронг на этот вопрос
ответил так: "Если вы спрашиваете, то вам этого никогда не понять".
А Фетс Уоллер в подобной ситуации сказал: "Раз вы сами не знаете, то лучше не путайтесь под ногами". Луи и Фетс были по-своему правы, так как интересующиеся сущностью джаза, повидимому, были из их афроамериканской среды и великие джазмены не могли представить себе почему другие не могут чувствовать того, что чувствуют они и что не требует объяснения. Да и нельзя утверждать, что не чувствовали, скорее хотели услышать подтверждение своим чувствам в конкретном изложении из уст великих.
Но мы не будем отмахиваться и попытаемся доступно и популярно изложить некоторые понятия через призму отличий от европейской классической музыкальной традиции. При этом следует признать, что джаз - это вещь в себе и попытки анализировать его некоторые признаки имеют не больше шансов на успех, чем старания понять поэзию, исходя из законов прозы.
Европейская музыка требует определенного стандарта тембровой окраски звука, который должен воспроизводиться с соблюдением принятых норм. В джазе тембр в высшей степени индивидуален, он может меняться в зависимости от желания каждого музыканта в любой момент внутри музыкальной фразы. Для джазового музыканта важно не то, какие тоны или аккорды он играет, а то как он их играет. Прекрасный джаз может быть исполнен на основе одного или двух тонов, что в европейской музыке, конечно, невозможно.
Природа джаза, его отличие от остальных музыкальных жанров заключается прежде всего в импровизации, свободной импровизации и в этом его сущность, в этом его
перманентная революционность.
Джаз бесконечно свободен, он не ограничивает исполнителя в средствах импровизации, все отдано во власть таланта, воображениия, права быть самим собой, устанавливать планку на новой высоте в отличие от классической музыки, где в целом царят строгие координаты.
Джаз предлагает тему лишь как сумму исходных данных, а дальше ты сам себе хозяин.
И здесь хотелось бы подчернуть особо, что в этих условиях свободы каждый музыкант в отдельности и коллектив в целом должены обладать безупречным музыкальным вкусом. Отсутствие, предже всего, этого условия ведет тому, к чему пришел так называемый "Современный джаз", о чем будет изложено на странице "Мир джаза-3".



Многими особенностями своего
происхождению джаз обязан африканской музыкальной традиции

3. Африканские корни

Вопреки мнению многих любителей, джаз - не африканская музыка, ибо слишком много унаследовано им от европейской музыкальной культуры. Джаз - это уникальный синтез принципов и элементов европейской и африканской музыки. Но если джаз и не африканская музыка, он, тем не менее, в первую очередь есть детище американских негров, - тех, что трудились на плантациях, лесоразработках, тех кто позднее стали обитателями гетто больших городов: сначала Нового Орлеана, а затем Нью-Йорка, Сент-Луиса, Чикаго, Мемфиса, Детройта и других. Музыка органично входит в жизнь каждого африканца и полна социального смысла. Большей частью она имеет ритуальный или общественный характер. Она призвана создать канву для другой деятельности и этим внести в нее активное динамическое начало.Фердинанд Джелли Ролл МортонМногочисленные трудовые песни приспособлены к конкретным работам - с ними африканцы тянут рыболовные сети, молотят зерно, обрабатывают землю, рубят деревья. Есть величальные песни, которые исполняются профессионалами за соответствующую мзду, есть песни-проклятиия, которые исполняются, чтобы отомстить кому-либо за жестокость, предательство и т.п. У африканцев язык и музыка не отделимы друг от друга, Во многих языках реальная высота звучания слогов в данном слове определяет его смысл. Одно и то же слово в зависимости от тона произнесения его отдельных слогов может иметь столько значений сколько насчитывается комбинаций произнесения его слогов. Эта зависимость значения слова от тона произнесения его слогов объясняет природу такого широкоизвестного явления, как язык "говорящих барабанов". Кроме того, характерным признаком африканской музыки является то, что она неотделима от движений человеческого тела, хлопков в ладоши, притоптывания и т.д. Таким образом, музыка, речь и движения тела переплетаются друг с другом и образуют единство, подчиненное определенным правилам.
Jazz-band

Музыка американских негров рождалась в течение
нескольких десятилетий


4. На американской земле

У негров-рабов, попавших в Новый Свет, не было ничего, кроме лохмотьев. Работорговцы не могли отобрать у черного раба то, что он хранил в душе. Однако свой язык, свои традиции, свой уклад приходилось менять, приспособить к новым условиям существования. Это касалось не только языка, обычаев, религии, но и музыки. Оставалось только то, что могло выжить, а что не могло - изменялось, и в результате американским неграм-рабам удалось создать свою собственную культуру, которая отличалась от культуры белых, в чьей среде она развивалась.
У негров уложилась своя этика взаимоотношений, которую они не заимствовали в культуре белых, а создавали сами, исходя из условий своего нового существования. Точно таким же образом их музыкальная практика соприкасаясь с музыкой белых, во многих аспектах отличалась от нее. При этом следует учесть, что разнообразные жанры негритянской музыки основаны на одних и тех же принципах и художественных приемах, позволявших американским неграм создавать любые необходимые им музыкальные формы.
Затруднительно найти точное определение для этой музыки. Но пожалуй самое удобное - "музыка американских негров" или "музыкальный фольклор американских негров".
Музыка американских негров рождалась постепенно в течение нескольких десятилетий.
Первое время негры в Америке продолжали, насколько это было возможно, исполнять понятную им африканскую музыку. На Юге барабаны и духовые инструменты были запрещены, но на Севере неграм позволяли устраивать выступления и фестивали музыки и танца, во многом похожие на их африканские прообразы. Но большинство этих мероприятий не пережило 18 век, да и огромное число негров, работавших на южных плантациях, не имело возможности в них участвовать. Кроме того без организованных обрядовых форм африканская музыка не могла существовать, поэтому ее старая музыкальная традиция постепенно угасала.
В течение 17 и 18 веков многие негры, а возможно и большая их часть повсеместно
соприкасалась с европейской музыкой. Негры, посещавшие церковь, постепенно усваивали европейскую манеру пения. Другие учились на самодельных инструментах европейского типа, подражая окружающим белым.
С течением времени европейская музыкальная практика оказывала все большее и большее
влияние на старую африканскую традицию.



Американские негры создали новую музыкальную традицию

5. Жанры музыкального фольклора

Кармен МакрейК началу уже 19 века сформировались определенные жанры музыки американских негров, получившие соответствующие названия, как например, филд-край или холлер, представлявшие с чисто музыкальной точки зрения свободную по ритмике фразу из нескольких звуков, песни уличных торговцев - стрит-край, а также игровые песни для детей и взрослых, минестрел-шоу, кун-сонги, уорк-сонги, холодный шаут, менестрели и водевильные песенные формы.
В то же время в религии белых набрало силу движение, известное под названием "второго пробуждения", отличающееся от официального большей эмоциональностью. При этом собрания проходили под открытым небом и длились несколько дней подряд.
Эти собрания во многом походили на африканские культовые обряды, поэтому неудивительно, что негры очень скоро стали в них участвовать.
Одним из элементов культового церемониала, рожденного молитвенными собраниями стал так называемый ринг-шаут - род танца, сопровождавшего религиозное песнопение, названное спиричуэлом.
Jazz-band Спиричуэлы являлись неотемлемой частью молитвенных собраний. Ставшие извесными нам уже в "облагороженном виде", они состаляют важнейшую часть фольклора американских негров. Музыка эта была довольно выразительной и хорошо служила
негритянскому населению США.



Блюз - краеугольная веха джаза

6. Возникновение блюза

Американские негры в самых широких пределах занимались разнообразной музыкальной деятельностью и в какой-то момент из всего этого разнообразия жанров музыкального фольклора возникает новая музыкальная форма, которая вот уже более столетия продолжает оказывать глубочайшее влияние на музыку всего мира. Это был блюз. Эволюция блюза, вероятно, никогда не получит исчерпывающего освещения. Первые записи блюзов были сделаны только в начале 20-х годов, когда этот вид негритянской музыки уже сформировался. Где и когда он возник - неизвестно. Принято считать, что блюз развился из спиричуэла поскольку он по характеру "грустный". На самом деле спиричуэлы нередко бывают радостными, а блюзы в целом печальны, хотя подчас и они не лишены юмора и фривольных намеков. Наиболее вероятно, что блюз возник в русле общей музыкальной культуры и традиции, которые лежали в основе жанров афроамериканского фольклора, среди которых важнейшими являлись уорк-сонг, холлер, негритянская баллада и спиричуэл. Ма Рейни, одна из первых известных исполнительниц блюзов, родилась в 1886 году. После того как блюз обрел свою классическую форму, некоторые певцы старшего поколения еще долго продолжали исполнять архаические его варианты. Несколько таких певцов были записаны на пластинках в 20-х и даже в 30-х годах 20-го века. Записанная ими музыка получила название кантри-блюза. Поскольку по форме он свободнее чем современный блюз, точно предположить, что он относится к более ранней стадии эволюции этого жанра и является промежуточной формой между уорк-сонгом и классическим блюзом, окончательно сформировавшимся около 1920 года, невозможно. Среди исполнителей старых кантри-блюзов выделяются Джеферсон и Летбелли, которые были самыми популярными из многих исполнителей. Созданные ими образцы блюза стали подтверждением тому, что блюз - это один из самых долговечных и привлекательных музыкальных жанров. Подобно сонету, блюз отличается лаконичностью и законченностью, он способен возбудить в каждом непосредственное эмоциональное переживание. Нет ничего удивительного в том, что джазовые музыканты вновь и вновь возвращаются к этому маленькому чуду. Вот уже более ста лет они очарованы блюзом, этим неиссякаемым источником вдохновения.



Элементы регтайма - неотъемлемая часть джаза

7. Регтайм

Блюз был и остается краеугольным камнем джаза.
Но не меньшую роль в становлении раннего джаза сыграл регтайм -
другой вид негритянской музыки, который развился примерно в то же время, что и блюз.
Предистория регтайма остается для нас неясной. В основе своей - это фортепианная музыка. Истоки регтайма связаны с попытками американских негров имитировать те ритмы,
которые лежали в основе африканской музыки.
Повальное увлечение регтаймом охватило Америку к 1897 году.
Это было сущее безумие, одно из многих, которое Америка переживала
в связи с популяризацией разных форм негритянской музыки.
Увлечение регтаймом было связано с танцем кейкуок.
Истоки регтайма находят во многих музыкальных формах, но самое большое влияние на регтайм оказал марш, который в течение многих десятилетий играл большую роль в негритянской музыке.
Ко времени вступления США в первую мировую войну популярность регтайма резко падает. Это можно объяснить по-разному - и слишком долгой популярностью регтайма и тем, что в музыкальном отношении он не отличается особенной глубиной. Но хотя эту музыку и не назовешь выдающейся, в своих лучших образцах она очаровывает
неординарностью и изящной простотой.

Продолжение на странице "Мир джаза-2"



На фотографиях: Мади Уотерс (Muddy Waters), Луис Армстронг (Louis Armstrong),
Фердинанд "Джелли Ролл" Мортон (Ferdinand "Jelly Roll" Morton),
Кармен МакРей (Karmen McRae)


Музыкальный фон страницы:
Джeк Тигарден [Jack Teagarden] - "Aunt Hagar's Blues"

W.Nelson/K.Kristofferson

Stranger On The Shore - Acker Bilk

Главная
Введение
Мир джаза-2
Мир джаза-3
Мир джаза-4
Мир джаза-5
Мезз Меззроу-1
Мезз Меззроу-2
Мезз Меззроу-3
Дюк Эллингтон
Стен Гетц-1
Стен Гетц-2
Стен Гетц-3
Бенни Гудмен
Банни Бериген
Бен Уэбстер
Луи Армстронг-1
Э.Фитцжеральд
Билли Холидей-1
Билли Холидей-2
Гостевая
Мир животных
Луи Армстронг-2
Лестер Янг-1
Лестер Янг-2
Лестер Янг-3
Хамфри Литтелтон-1
Сидней Беше







Яндекс.Метрика