Лестер Янг [Lester Young] - 1 Главная
Лестер Янг



Краткая биография Лестера Янга

Lester Willis Young 27.08.1909, Вудвилл, шт. Миссисипи - 15.03.1959, Нью-Йорк
Тенор-саксофонист, один из величайших саксофонистов эпохи свинга. Его виртуозные импровизации, отличавшиеся поразительно плавной фразировкой, оказали влияние на всех саксофонистов второй половины века.
Лестер Янг вырос в Новом Орлеане, учился играть на разных инструментах в оркестре своего отца, талантливого музыканта-самоучки, впоследствии известного педагога. К десяти годам мальчик играл на скрипке, ударных, трубе, нескольких саксофонах и гастролировал с семейным бэндом. К тому времени он уже жил в Миннеаполисе, его кумиром был Фрэнк Трамбауэр, от которого произошло необычное звучание тенора Янга.
В конце 20-х годов уже в качестве тенор-саксофониста Янг присоединился к малоизвестному ансамблю "Bostonians", затем три года работал в Чикаго с Кингом Оливером, два года - в Канзас-сити в оркестре Уолтера Пэйджа "Blue Devils" и в 1933 году перешел к Бенни Моутену.
В 1934 году его пригласил Флетчер Хендерсон на место уехавшего в Европу Коулмена Хокинса. Янг с энтузиазмом согласился, но через полгода вернулся в Канзас-сити, не выдержав бесконечных требований быть похожим на своего знаменитого предшественника.
Настоящую славу Лестеру Янгу принесли годы работы с оркестром Каунта Бэйси (1936-1940 г.г.), для которого он написал ряд запомнившихся композиций — "Lester Leaps In", "Taxi War Dance", "Tickle Toe", "Jumpiri With Symphony Sid".
В 1937-1941 годах Янг входил также в небольшой ансамбль, аккомпанировавший Билли Холидэй. Долгие годы дружбы связывали двух этих великих музыкантов, именно Лестер Янг дал ей прозвище - "Леди Дей". Восхищаясь мастерством саксофониста, вокалистка называла его «Президентом» (сокращенно «През»).
Lester YoungВ дальнейшем Янг вместе с братом, барабанщиком Ли Янгом собирал ансамбли в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе.
В 1943 году Янг был призван в армию. Известно, что он долго не реагировал на повестки и однажды его увели прямо со сцены, но вместо военного оркестра угодил в тюрьму, столкнувшись с офицером-расистом, заподозрившим в нем наркомана. Приговор — пять лет тюрьмы — был абсолютно несправедлив, но Янг создал в тюрьме неплохой бэнд и был освобожден досрочно. После 1946 года постоянно сотрудничал с антрепризой Нормана Грэнца "Jazz At The Philharmonic", включая поездки в Европу. Выступал с оркестром Каунта Бэйси на джаз-фестивале в Нью-порте (июль 1957 г.). К сожалению, частые запои подорвали здоровье саксофониста, еще при жизни ставшего легендарной личностью (он был сам себе имиджмейкером, любил броско и вызывающе одеваться, употреблял в разговоре с журналистами непонятные словечки, производя впечатление человека «не от мира сего»). После ангажементов в парижском клубе «Blue Note» он умер в Нью-Йорке 15 марта 1959 г.
Лестер Янг навсегда останется одним из тех музыкантом, музыкой которого никогда не перестанут наслаждаться истинные любители джаза.



Малоизвестные случаи из жизни - 1

1. Лестер Янг в роли саксофонной секции из трех инструментов
в ансамбле Арта Бронсона

Восемнадцатилетний Лестер ушел из оркестра своего отца поскольку не хотел ехать на гастроли в южные штаты. Для талантливого музыканта, если он молод и напорист найти работу - не проблема. Прибыв в городок Салина штата Техас, Лестер Янг устроился в ансамбль "Bostonians" Арта Бронсона и гастролировал с ним около года. Сначала Янг играл на баритон-саксофоне. На теноре играл другой джазмен, занятый больше своей внешностью чем музыкой. Он часами расчесывал волосы, расправлял складки на одежде и перевязывал галстук. Лестер невзлюбил этого парня еще и потому, что тот часто уходил в загул и подводил товарищей.
Однажды Янг, с двумя саксофонами в руках - альтом и баритоном, ввалился в номер босса и изложил ему свою идею.
- А давай так, шеф, ты покупаешь мне хороший тенор-саксофон и я буду по мере надобности играть на всех трех, а этого прохиндея гони в шею. Ты будешь доволен, я буду доволен и публика будет довольна.
Как оказалось Бронсон только и ждал этого предложения. На следующий же день он торжественно вручил Лестеру древний тенор, купленный в ломбарде. Янг, увидев этот антиквариат, поначалу возмутился, но потом попробовал:
- Играет инструмент, да еще как.
Lester Young Лестер заменял у Бронсона саксофонную секцию до января 1929 года, а затем вернулся в Минеаполис. Там он встрелил саксофониста Эдди Белфорда - бывшего лидера джаз-бенда со странным названием. Оркестр развалился, поэтому Эдди и Лестер решили выступать вдвоем без ритм-секции. Работу находили в школах для танцев. Гонорар - 5 долларов в день. Неплохо, если учесть, что номер в гостинице стоил 3 доллара в неделю. И времени хватало, чтобы сыграть партию-другую в бильярд или оттянуться на джем-сейшн в ближайшем клубе.
Мрачные прогнозы Лестера на счет отцовского оркестра полностью оправдались. Когда он ненадолго примкнул к семье, искавшей ангажемент в южных штатах, ему стало ясно, что скорый крах семейного бизнеса неизбежен. В стране свирепствовала депрессия, фермерам было не до развлечений. В некоторых районах резко усилилось влияние кукс-клу-клана. Рассисты агитировали просто: белым жрать нечего, а тут какие-то черные со своими веселыми песенками суются. Надо их поучить уму-разуму, чтоб впредь неповадно было.
Янг Старший решил не искушать судьбу и переместился в Калифорнию. Туда отправилось все семейство кроме Лестера. Он поехал в Луизиану навестить свою мать Лизетту. Тот, кто помнил Лестера ребенком, остолбенели, когда он стал демонстрировать свое мастерство, задув в саксофоны. С такой же бешенной энергией Лестер играл всегда и везде куда бы его не приглашали. В общем плавал в луже батерфляем.
Вскоре по Луизиане пронеслась весть, что появился первоклассный музыкант, готовый играть где-угодно и за умеренную плату. И Лестер действительно был готов к таким подвигам. Только играть фактически было негде. Театры и клубы закрылись, местные оркестры в большинстве своем распались, джазмены за заработками потянулись в крупные города.

2. Лестер Янг присоединяется к Уолтеру Пейджу
и переезжает в Оклахома-Сити

Лестер двинулся домой в Минеаполис. Там по крайней мере у него имелись хоть какие-то связи. Лестер играл за гроши в местном клубе, где его и обнаружил саксофонист Уолтер Пейдж, оказавшийся в городе проездом. Он был потрясен и принялся уговаривать Лестера присоединиться к его группе "Блю Девлс". Тот поколебавшись, согласился и отбыл с ним на его базу в Оклахома-Сити.
Ансамль "Блю Девлс" сформировался в 1925 году, Музыканты трудились прилежно, деньги делили поровну. Ансамль стал настолько популярен, что Пейдж осмелился бросить вызов Бенни Моутену - лидеру из самых известных местных оркестров. Но битва не состоялась - Моутен струсил. Однако Пейдж торжествовал недолго и вскоре поплатился за свою наглость. Моутен, размахивая пачками денег, просто увел у него всех хороших музыкантов.
Проклиная соперников, Моутен набрал новых людей, в числе которых был и Лестер Янг. Сам Пейдж после знакомства с Янгом больше не притрагивался к саксофону - не хотел позориться. Он осуществлял общее руководство и иногда щипал струны контрабаса. Всю зиму 1930-1931 годов Лестер просидел в Оклахома-Сити. Многим людям, видавшим его на джем-сейшенах касалось, что Янг личность буйная и опасная. В самом же деле Янг был человеком спокойным и даже застенчивым, даже чересчур. Он внимательно следил за своим внешним видом, хорошо одевался, отличался вежливыми манерами. Девушкам Лестер нравился, однако он крайне редко приглашал их на танец. Лестер Янг тогда даже не употреблял спиртное - очень редкий случай в джазовой среде. Лестер любил поболтать о музыке в целои и своих вкусах и пристрастиях в частности. Кроме джаза его больше в жизни ничего не интересовало.
Lester Young У ансамбля "Блю Девлс" имелось в запасе три репертуара: для белой аудитории - вальсы и румбы, для черной публики - блюз и разухабистый джаз, в отелях музыканты исполняли слащавые балады, чтобы не беспокоить постояльцев, занятых тщательным пережовыванием пищи. Исключение делалось для тех, кто заказывал музыку и платил за это деньги. Все чаевые складывались в копилку и сэкономленные доллары шли на общественные нужды.
Ансамбль "Блю Девлс" распался в середине 1933 года. Началось с того, что Пейдж пригласил в ансамбль пианиста Джимма Янгблада, а потом передумал и показал ему шиш. Оскорбленный Джимм пожаловался в профсоюз и Пейджа оштрафовали на 250 долларов. Лишившись последних накоплений, униженный лидер бросил свой джаз-бенд и нанялся простым музыкантом к сопернику Бенни Моутену.
Музыканты "Блю Девлс", потеряв капитана, растерялись. Они метались на двух изношенных кадилаках по провинциях, соглашаясь играть за любые деньги. Конец наступил в одном из захолустных городков штата Вирджиния. Не найдя ангажемента, джазмены продали свои автомобили и начали прощаться, как вдруг появился какой-то тип и пообещал им райскую жизнь у подножия Аппалачей. Музыканты расселись по такси и на всех парах помчались на запад штата в городок Блюфилд. Заплатить таксистам они пообещали после первого же выступления. Музыканты долго не смогли наскрести таксистам обещанные 70 долларов. Ведь их гонорары зависели от количества посетителей таверны, а в зале набиралось от силы человек десять. Недовольным таксистам пришлось околачиваться в городе три дня, прежде чем набралась требуемая сумма. Джазмены горевали: при таком раскладе ничего не заработаешь.

Lester Young И вдруг случилось чудо. В Блюфилд прикатил автобус - свершенно пустой, а за рулем Зак Вайт - бывший лидер биг-бенда, набирающий музыкантов для своего нового оркестра. Его сразу же окружила толпа кандидатов. Владелец отеля, понаблюдав суматоху у автобуса, понял, что постояльцы сейчас смоются, не заплатив за ночлег и, вызвал шерифа. Тот конфисковал инструменты, после - каждый боролся за свое счастье сам. Кто-то плюнул и отчалил вместе с Вайтом без инструмента, кто-то отправил домой слезную телеграмму и, получив перевод, выкупил инструмент. Кое-кто просто выкрал свою дудку под покровом ночи и дал деру. Лестер Янг выбрал именно этот вариант, потом вместе с двумя товарищами по несчастью он пересчитал общую наличность и пришел к неутишительному выводу, что имея в кармане два доллара восемьдесят центов на троих - далеко не уедешь. Музыканты двинулись к железной дороге, рассчитывая забраться на проезжающий товарняк. Им повезло - поезд замедлил ход на повороте и джазмены ловко запрыгнули на платформу прямо на кучу антрацита. Так и ехали по уши в угольной пыли. Белые рубашки сразу стали черными, небритые, чумазые, голодные странники кое-как добравшись до Канзас-Сити потом еще долго приходили в себя.

Продолжение на странице "Лестер Янг-2 "



Музыкальный фон страницы:
"Эти глупые вещи" - Лестер Янг[Lester Young]

Лестер Янг [Lester Young] и Билли Холидей [Billie Holiday]

Вилли Нельсон [Willie Nelson]

Главная
Введение
Мир джаза-1
Мир джаза-2
Мир джаза-3
Мир джаза-4
Мир джаза-5
Мезз Меззроу-1
Мезз Меззроу-2
Дюк Эллингтон
Музз Меззроу-3
Стен Гетц-1
Стен Гетц-2
Стен Гетц-3
Бенни Гудмен
Банни Бериген
Бен Уэбстер
Луи Армстронг-1
Э.Фитцжеральд
Билли Холидей-1
Гостевая
Мир животных
Луи Армстронг-2
Билли Холидей-2
Лестер Янг-2
Лестер Янг-3
Хамфри Литтелтон-1
Хамфри Литтелтон-2







Яндекс.Метрика