Современный джаз Главная
12.1 Современный джаз как понятие

Джаз развивался и совершенствовался до периода, обозначенного как
"Современный джаз"

Дизи ГиллеспиОбращаясь к современному джазу, прежде хотелось бы понять, почему те стили и формы джаза, которые возникли в 60-е, 70-е и 80-е годы в исследованиях и изучении джаза классифицируются как современный джаз? Более того, направления, возникшие в середине 40-х годов - это тоже современный джаз. При этом не вполне ясно, как классифицировать период расцвета джаза, получивший обозначение как "Эры свинга". Джаз, который исполнялся в этот период уже никак нельзя назвать традиционным или классическим. И в то же время джаз "Эры свинга" - это не современный джаз, так как все источники однозначно указывают, что современный джаз - это те формы, стили и направления, которые возникли после "Эры свинга". Впрочем, не будем ломать голову и заниматься поисками ответов на эти вопросы, так как есть веские основания полагать, что на них ответов не существует. Как все эти течения, так называемого "Современного джаза", так и их исследования в глухом тупике. Музыкальная критика и исследования в этом вопросе отличаются крайней осторожностью и отсутствием объективности, никогда не называя вещи своими именами, что в значительной степени способствовало тому состоянию, в котором пребывает джаз после "Эры свинга" и до настоящего времени.



То что придумали боперы нельзя ни понять,
ни играть, ни слушать

12.2 "Боп", "Бибоп", "Бибап", "Рибап",
в общем боп на все лады вплоть до "Перебоп" и "Всебоп" -
первое течение современного джаза

Чарли ПаркерК началу 40-х годов началось возрождение музыки белых джазменов - диксиленда, возникшего к 1910 году как разновидность стиля новоорлеанского джаза. Вновь открытый диксиленд породил протест молодых музыкантов, исключительно негров, стремившихся ниспровегнуть все старое, совершить переворот в джазе и тем самым утвердить себя в истории как новаторов. Они никак не могли примириться с успехами джазменов старой школы, возрождавших традиционный новоорлеанский стиль. Кроме того, они утверждали, что белые музыканты не умеют и не должны играть джаз. А поскольку никто белым не мог запретить играть, то молодые негры решили придумать такой стиль игры, который бы не могли исполнить белые. Это движение молодых музыкантов обозначилось под названием "боп", ставшее известным также как "бибоп","бибап" или "рибап". Важнейшие тенденции, характеризующие боп - культ свободной импровизации, новаторство в области мелодики, ритмики, гармонии, формы и других выразительных средств. Очевидно лучшее представление о новом течении следует представить через мироощущения, взляды, характеры и поведение известных представителей этого стиля и их общую концепцию. В основе поведения бопера был выработан принцип "Хип" (не путать с "Хиппи"), который лучше всего определить как "молчаливое понимание", то есть хипстер молчалив, невозмутим, проявляет свои чувства лишь пожимая слегка плечами, а если и говорит, то предельно лаконично, зачастую обходясь одними междометиями. Этим как бы доказывалась проницательность, понимание сущности вещей и знание рычагов, при помощи которых можно управлять миром. Разумеется, что все это - "завитушки вокруг пустоты", для чего и нужен был боперам принцип "молчаливое понимание", чтобы собеседникам невозможно было обнаружить кроющуюся за этим пустоту. Один из основоположников бопа Чарли Паркер по прозвищу "Ярдберд"("Тюремная пташка") ненавидел общество и не находил в нем своего места. Будучи недоучкой, считал себя великой персоной, маленьким королем, чьим капризам все должны потакать. С грехом пополам, зная 2-3 мелодии, претендовал на то, чтобы играть с ведущими музыкантами Канзас-Сити. Известно, что его несколько раз выгоняли со сцены. Творчество Чарли Паркера было трудным для восприятия и вызывающе нескромным. Поэтому у Паркера и не могло быть такого ясного и светлого звука, такого неотразимого очарования мелодий, которыми услаждал слух Армстронг. В музыке Паркера, напротив, чувствовались упрямство и своенравие. То что выдающиеся мастера джаза считали неприемлемым, Паркер провозглашал техническим достижением. Тем не менее, как это и случается повсеместно, Чарли Паркер был одним из первых музыкантов, кого музыкальная критика поместила на "Доску Почета". В мире джаза после Армстронга это самая бессмертная личность. Конечно не он один создал бибоп, другие тоже потрудились на славу, но если бы он и был один, то и тогда изобрел бы и боп, и рибоп, а может заодно "всебоп" и "перебоп". Все его изобретения заключались в том, что он просто играл на своем альт-саксафоне хорошо всем известные мелодии так быстро и так "блестяще", что никто не мог их узнать. А кроме того, он давал им новые названия, что не могло не сбить публику с толку еще больше. Например, "Чероки" Рея Нобла у Паркера - "Коко". В то же время Дюк Элингтон написал совершенно другое "Коко". Имея прозвище "Ярдберд"("Тюремная пташка"), клуб, в котором Паркер часто играл, назвал,- видимо в свою честь,- "Бердленд"("Птичья страна"). В этот клуб набивалось столько посетителей, что сам Паркер не всегда мог туда протолкнуться. Еще, к примеру, всем известный, тоже возведенный на пьедестал почета Дизи Гилеспи. Чего он только не вытворял в оркестре Тедди Хилла на сцене. Когда его просили убрать ноги со стула, он перекладывал их на нотный пульт. Когда кто-то солировал, Гилеспи вставал и пародировал его. В оркестре Кэба Келуэя продолжал вести себя вызывающе, в свои соло вставлял странные, шокирующие зрителей звуки, получившие от Келуэя названия "китайской музыки". Его амбиции были настолько обостренными, что он не мог позволить себе играть на инструменте такой же конструкции как у других джазменов. Поэтому Гилеспи стал обладателем трубы уникальной конструкции, изогнутой почти под прямым углом и увеличенной в размере. Когда Гилеспи играл на ней, ее раструб неизменно оказывался обращенным к небесам. Но самым выдающимся его достижением была натренированность щек лица раздуваться до размеров надувных шаров, которые казалось вот-вот лопнут во время игры, но зато он за один раз мог выдуть в быстром темпе до 36 нот. С его стороны были даже попытки выдвинуть себя в кандидаты на пост Президента США. Что это было - никто ничего не понял. Если, обладая чувством юмора, для хохмы, то уже лучше по сравнению со всем остальным. Таким же придурком был и Кенни Кларк. Когда у него однажды свело правую ногу, он перенес фигуры барабана на тарелку хай-хит и в дальнейшем выдал это за великое новшество, утверждая, что барабан нужно использовать только для расстановки акцентов, то есть "бросания бомб". Еще один "основоположник" бопа Чарли Крисчен, желая быть принятым в оркестр Бенни Гудмена, прибыл к нему в шляпе невероятных размеров, в остроносых желтых ботинках, ярко зеленой куртке поверх пурпурной сорочки и в довершение всего - галстуке из замызганной бечевки. И когда Все эти новаторы нашли друг друга, то провозгласили революцию в джазе. Но неспособность уважать других джазменов, даже своих сторонников и слушателей губительна. Губительной она оказалась и для самих себя. Музыка бопа имела кратковременный успех. Всех их серьезная публика воспринимала как представителей легкого жанра, так как успех их держался, скорее, на внешних эффектах - смешных шляпах, козлинных бородках, эксцентрических выходках, очках в толстой роговой оправе с простыми стеклами, игрушечных пластмассовых саксафонах, изогнутой к потолку трубой, раздувании шек и т.д. и т.п., то есть на полном наборе атрибутов для клоунады, но не для музыки. Их музыка была чужда массовому слушателю. В то же время боп будоражил умы многих молодых музыкантов- негров, звал их к бунтарству. Боп манил не только своим настоящим, полным неожиданностей и риска, но и будущим, которое представлялось молодым честолюбивым музыкантам, овеянным блеском и славой. Однако не следует думать, что боп стал привлекательным для многих. Большинство музыкантов просто игнорировало такую музыку и продолжали привычный стиль игры, совершенствуя свое мастерство. Джазмены традиционной школы утверждали своей музыкой подлинный джаз и презрительно расценивали боп как баловня моды, который скоро должен исчерпать себя.



Очередным "новаторам" пришло на ум, что джаз
следует подавать охлажденным

12.3 "Куул-джаз" или "Вест-коуст-джаз" - детище
очередных "новаторов"

Боперы-хипстеры так ожестосточенно сражались за место под солнцем, что почти не заметили как на смену им стремительно набирало силу направление, угрожающее вскоре отодвинуть в тень все остальные новые и старые течения в джазе. Отдельные критики рассматривали его как реакцию на лихорадочный эмоциональный накал страстей между разными направлениями джаза. Джазмены, как известно, знают как вызвать волнение и брожение в публике, и потому, чтобы выжить, им приходилось постоянно находиться в движении, ибо известно, что в движущуюся мишень труднее попасть. Так что прохлаждаться не приходилось и температура джаза порой достигала точки кипения и у этого экзотически-новаторского продукта практически не оставалось шансов остыть до той температуры, при которой обычно подают блюда в приличных заведениях. Одной из групп музыкантов, стремящихся к чему-то новому, неважно к какому, главное - стать новаторами, пришла в голову мысль, что джаз слишком долго остается "горячим" и, следовательно, если он никак не желает подчиниться законам термодинамики по доброй воле, то его нужно заставить это сделать. Джо Хендерсон Приложенные усилия "новаторов" превзошли все ожидания. Им удалось убедить широкие слои населения, что джаз, как сухой херес, следует подавать охлажденным. Кампания по охлаждению джаза получила название "куул-джаза", то есть "прохладного джаза". Представители нового направления характеризовали свой стиль как, отличающийся уравновешенностью, самоуглубленностью и интеллектуализмом. Основная черта куула - эмоциональная сдержанность, снижение роли офф-бита и драйва, применение различной модуляционной техники, возросшее значение композиции, оранжировки и гармонии. Представителями "куул-джаза" были Гил Эванс, Джон Льюис, который изобрел впоследствии "Модерн-джаз-квартет", Джерри Малиган, который изобрел "Квартет Джерри Малигана". Когда он только начинал каръеру в джазе, странная штука на которой он играл, и которая напоминала причудливо изогнутую водопроводную трубу, в опросах общественного мнения, проводимых среди любителей джаза, еще не выделялась в отдельную графу, а фигурировала в качестве "прочего музыкального инструмента". Малигану пришлось набрать побольше воздуху и как следует дунуть в свой баритоновый саксафон, чтобы тот получил признание и его статус после этого не вызывал ни у кого сомнений. Когда Малиган основал "Квартет Джерри Малигана", силы его легких хватило на то, чтобы рояль, вечно путавшийся у него под ногами, сдуло как ветром. Пианисты заволновались и даже затеяли профсоюзную акцию протеста, но и они вынуждены были признать, что квартет без рояля играет замечательный джаз - не замороженный, не холодный, а настоящий прохладный. Одним словом, настоящий "куул". И они вошли в основной состав "комитета" по охлаждению.

На каком побережье "Куул" прохладней и интеллектуальней?

Вскоре к ним примкнул Майлз Девис, который быстро освоился и стал играть ключевую роль в оркестре из девяти участников, созданном специально для охлаждения джаза. Записав пару выступлений, оркетр выпустил альбом под названием "Инту зе куул" ("В прохладу"), - чтобы не оставалось никаких сомнений относительно намерений и конечной цели его авторов. Майлсу Девису довелось пережить в своей жизни очень многое: изведать все прелести привыкания к героину и последующего отвыкания от него, терпеть оскорбления и непонимание, не знать что делать с кучей денег, испытать, что значит быть негром в Америке и так далее. В 50-е годы у него появилась дурная привычка поворачиваться спиной к слушателям, к середине семидесятых он уже медленно бродил по сцене задом наперед, согнувшись почти пополам и на ходу наигрывал обрывки каких-то мелодий. Да, это тот самый Майлс Девис, которым принято восхищаться на "светских" встречах. В созданную школу "куул-джаза" записалось множество учеников. Одним из "заведующих учебной частью" школы стал Ленни Тристано, подготовивший себе двух заместителеей Ли Конитца и Уорна Марша. Вскоре "школа куула" открыла свой филиал в Калифорнии, что воспринимается довольно анекдотично, поскольку климат этого штата никак нельзя назвать прохладным, зато "куул-джаз" стал параллельно именоваться еще как "вест-коуст-джаз", то есть "Джаз Западного побережья" или "Школа Западного побережья", что положило начало очередной кампании занимательных и нескончаемых споров и обсуждений на тему: "На каком побережьи "куул" прохладней и интеллектуальней". Следует напомнить, что известным представителем этой школы являлся всем исветный Дейв Брубек, также возведенный музыкальной критикой на пьедестал почета, об игре которого многие музыканты отзывались пренебрежительно, но отдавали должное замечательному саксафонисту его квартета Полу Дезмонту. В середине 50-х годов многие музыканты начали отходить от "куул-джаза". Одни не понимали усложненные эксперименты, другие понимали, но недолюбливали за излишнюю, по их мнению, "интеллектуальность". Негры считали, что "куул-джаз" является в своей основе "белым" направлением. Джаз потерял, по их мнению, связь со своими "корнями". В конце 50-х годов "куул-джаз" со своей вычурной и лишенной внутренней силы музыкой отошел на второй план. Но основной причиной этому было не вышеизложенные признаки, а неудержный напор очередных новых экспериментаторов.



"Хард-боп" означает тяжелый удар - играть тяжело,
а слушать еще тяжелее

12.4 "Хард-боп" или "Фанки", или "Соул" - горячая
разновидность прохладного "Куула"

Дон Байез Лихорадка изобретательности новых течений и стилей, охватившая джаз к началу 40-х годов продолжала набирать обороты. Каждая из существущих групп молодых музыкантов стремилась стать новаторами. Казалось бы после бопа и куула следовало остановиться и оглянуться назад, но стремление что-либо изобрести было сильнее. Даже внутри самих течений и стилей стали возникать новые ответвления, подтверждением чему является возникновение хард-бопа или фанки или соул. Возникновение каждого очередного течения и стиля в среде молодых музыкантов, все более отдаляющее их исполнение от настоящего джаза, следует очевидно воспринимать с некоторой доли иронии, чтобы не так было грустно и, из этих соображений представить версию происходящего. Итак, одна или несколько групп молодых музыкантов вдруг обратили внимание, что исполнители играющие куул, то есть прохладный джаз, при этом весьма и весьма горячатся. В то же время холодный и безучастный вид исполнителя - необходимое условие для требуемого накала страстей публики. Следуя этому принципу и наглядно доказывая, что на всякое действие найдется противодействие, появилась горячая разновидность прохладного куула, названная хард-боп, что означает тяжелый удар, - очевидно потому, что играть его было действительно тяжело, а слушать еще тяжелее. Но исполнители хард-бопа, играя горячую разновидность того куула совершенно хладнокровны и до ужаса рассудочны. Публика, ранее почитавшая куул, переметнулась на сторону хард-бопа, способствуя значительноу коммерческому успеху нового направления. А если серьезно, то это была грубая, громкая, форсированная музыка. Исполнители на трубе играли в основном в стиле бопера Дизи Гилеспи, но угадывались также черты исполнения Наварро и Девиса. Саксафонисты подражали Сони Ститу и, конечно же, боперу Чарли Паркеру. Характерно, что в состав ансамбля входила ритм-группа, сложившаяся в период бопа и это лишь усиливало однообразие звучания. К числу музыкантов, выступавших в стиле хард-бопа принадлежал барабанщик Арт Блеки. Он был современником пионеров бопа, носил ботинки, подошвы которых были подбиты гвоздями с необыкновенно большими шляпками, и впоследствии этот фасон обуви был назван его именем. Следующей заметной фигурой стиля хард-бопа был пианист Хорас Сильвер. В его игре присутствуют фигуры, характерные для исполнителей блюзов и пианистов стиля страйд. Но музыкантом, полнее всего олицетворявшим преемственность музыкальных течений, стал контрабасист Чарльз Мингус.

Продолжение на странице "Мир джаза-4"



На фотографиях основоположники бопа Дизи Гилеспи и Чарли Паркер, хард- и постбоповский тенор-саксафонист Джо Хендерсон и один из первых сторонников бопа Дон Байез

Музыкальный фон страницы:
Бен Уэбстер [Ben Webster] - "My Funny Valentine"

Hotel California

Играет и поет Луи Армстронг [Louis Armsnrong]-Uncle Satchmo's Lulaby

Главная
Введение
Мир джаза-1
Мир джаза-2
Мир джаза-4
Мир джаза-5
Мезз Меззроу-1
Мезз Меззроу-2
Мезз Меззроу-3
Дюк Эллингтон
Стен Гетц-1
Стен Гетц-2
Стен Гетц-3
Бенни Гудмен
Банни Бериген
Бен Уэбстер
Луи Армстронг-1
Э.Фитцжеральд
Билли Холидей-1
Билли Холидей-2
Гостевая
Мир животных
Луи Армстронг-2
Лестер Янг-1
Лестер Янг-2
Лестер Янг-3
Хамфри Литтелтон-1
Сидней Беше







Яндекс.Метрика