Мир джаза - 2 |
Новый Орлеан - колыбель джаза |
8. Первые звуки джаза |
Легенда гласит, что джаз родился в Новом Орлеане, откуда он добрался до Мемфиса, Сент-Луиса и наконец до Чикаго. Есть основания принять именно эту версию, хотя и бытует мнение, что джаз возник в негритянской субкультуре одновременно в разных местах Америки. Но то, что Новый Орлеан - колыбель джаза, подтверждают и грамзаписи. Все без исключения джазовые пластинки, записанные до 1924 года, сделаны музыкантами Нового Орлеана. В доказательство приоритета Нового Орлеана можно привести еще одно - записи оркестров белых музыкантов из этого города. В начале 20-х годов некоторые новоорлеанские оркестры белых музыкантов играли джаз лучше, чем кто-либо в других городах США, уступая лишь ведущим негритянским группам самого Нового Орлеана. При изучении джаза самое неудовлетворительное - сознавать, что мы не знаем как звучал самый ранний джаз. Грамзаписей нет, современников нет в живых, свидетельства якобы из слов современников по публикациям противоречивы и путаны. По записям сделанным в 1923 году трудно судить, слушаем ли мы джазовую музыку или же это случайный нетипичный пример. Как уже упоминалось, рождение инструментального блюза совпало по времени с другим важным событием - рождением регтайма. Если верить Джелли Роллу Мортону, это эпохальное событие произошло в 1902 году. Но едва ли дату рождения джаза можно назвать с такой удивительной точностью. Вернее можно сказать, что между 1900 и 1905 годами в Новом Орлеане действительно происходили события, которые способствовали рождению джаза. Вот одно из них: после окончания американо-испанской войны 1898 году на рынке появилась масса подержанных музыкальных инструментов, распродаваемые после демобилизации войск. Начиная с 1900 года все лавчонки города были завалены кларнетами, корнетами, тромбонами, барабанами, которые за бесценок мог приобрести любой негр. Было еще одно обстоятельство - создание в Новом Орлеане большого района увеселительных заведений. И всеже - это лишь второстепенные факторы в рождении джаза. Овладев оркестровыми инструментами, негры заиграли в чем-то по-новому. Взаимопроникновение негритянской и европейской музыкальной традиции, начинающееся на рубеже веков, к 1910 году зашло настолько далеко, что музыканты уже не могли не ощущать нового качества музыки. Эту музыку, однако, еще не называли джазом, а по-прежнему говорили о ней "регтайм" или "играть с воодушевлением, энергично". Ранний джаз основывается преимущемтвенно на трех музыкальных формах: регтайме, марше и блюзе. Исполнители раннего джаза не знали импровизации в современном понимании этого слова. В рамках заданной гармонической схемы они не создавали новой мелодической линии, а просто украшали ее. Однако гораздо важнее не то, что музыканты играли, а то, как они играли. Классическое исполнение на духовых инструментах не допускает вибрато. Новоорлеанские исполнители, особенно корнетисты, в конце фраз играли настолько быстрое вибрато, что это вскоре стало отличительной чертой их стиля. Они как бы отрывали мелодию от основной метрической пульсации. Иначе говоря, они свинговали. Многие исполнители раннего джаза, особенно креолы, редко прибегали к свингу, но некоторые свинговали по-настоящему, и самый известный из них Бадди Болден. Часто его называют первым джазменом, а некоторые приписывают ему изобретение джаза. Взаимодействие негритянской и европейской музыкальных традиций, в результате которой возник джаз, было настолько сложным и многообразным, что имеет смысл кратко подвести итоги вышеизложенного. 1.Негры-невольники из элементов африканской и европейской традиций создали МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР АМЕРИКАНСКИХ НЕГРОВ, основными жанрами которого являются: уорк-сонг, филд-холлер, спиричуэл, хороводные шауты, из которых впоследствии родился БЛЮЗ. 2. Параллельно шел процесс слияния афроамериканского фольклора с европейской популярной музыкой, который вызвал к жизни такие жанры как: МЕНЕСТРЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ и всякие ВОДЕВИЛЬНЫЕ ПЕСЕННЫЕ ФОРМЫ. 3.Также параллельно развивалось еще одно музыкальное явление - РЕГТАЙМ, который вобрал в себя элементы фольклора америиканских негров и европейского фортепианного стиля. Таким образом к 1890 году в США существовало три самостоятельных и непохожих друг на друга сплава африканской и европейской музыки: РЕГТАЙМ, БЛЮЗ и ПОПУЛЯРНЫЙ ВАРИАНТ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА в виде МЕНЕСТРЕЛЕЙ И ВОДЕВИЛЬНЫХ ПЕСЕННЫХ ФОРМ. В 1890-1910 годах три эти направления слились воедино. Этому способствовали многие обстоятельства, но решающее значение имело включение музыкальной культуры цветных креолов, в которой было больше европейских, чем негритянских черт, в общую негритянскую субкультуру. В результате этого слияния возник ДЖАЗ - новый вид музыки, который стал распространяться по всей стране сначала среди негров, а затем и среди белых американцев. Культ джаза вышел за пределы Америки 9. Расцвет и повсеместное распространение джаза 27 февраля 1917 года в Нью-Йорской студии грамзаписи "Виктор" пятеро музыкантов из Нового Орлеана записали первую джазовую пластинку. Значение этого события переоценить невозможно. До этого события джаз был скромным ответвлением музыкального фольклора американских негров. Круг его исполнителей ограничивался сотней негров и горткой белых новоорлеанцев. За пределами этого города его слышали крайне редко. После выхода и распространения пластинки джаз ошеломил всю Америку. Во всех уголках Соединенных Штатов неожиданно стали вслушиваться в новую музыку и вскоре обнаружили, что джаз отличается от всего, что они знали и слушали прежде. Далеко не все музыканты могли сыграть то, что они слышали. Даже оркестры Дюка Элингтона и Флетчера Хендерсона стали исполнять истинный джаз многим позже. Только в 1923 году музыканты уже хорощо ощущали разницу между джазом и другими видами музыки. Особую популярность в исполнении нового вида музыки завоевал оркестр Пола Уайтмена. Его популярность в конце 20-х годов можно сравнить только с популярностью Френка Синатры в его лучшие времена. Когда джазовый бум достиг своего апогея, Уайтмен присвоил себе титул "короля джаза". Благодаря тысячам грампластинок с записями первоклассных джазовых музыкантов неуклонно возрастал интерес к новоорлеанской музыке. Повсеместному распространению джаза способствовало то обстоятельство, что многие джазмены стали уезжать из Нового Орлеана. Не только "любовь к искусству", но и экономические соображения влекли новоорлеканских музыкантов на Север, где наблюдался рост негритянских гетто в крупных городах северных штатов. Талантливые музыканты: Джимми Нун, Джонни Доддс, Джозеф "Кинг" Оливер и Сидней Беше, а также Фердинанд "Джелли Ролл" Мортон и Луис Армстронг, - вывели джаз за пределы Нового Орлеана и представили его всему миру. Культ джаза вышел за пределы Америки. В начале 30-х годов в Европе, особенно в Лондоне и Париже, появились свои поклонники джаза. При этом именно они, а не американцы положили начало изучения джаза. Здесь, правда, не обошлось без ошибок, но энтузиазм этих подвижников внес весомый вклад в историографию джаза. Благодаря свингу джаз стал самостоятельным видом искусства 10. "Эра свинга" - зрелость джаза В истории культуры время от времени возникает движение, в основе которого лежит неудовлетворенность существующим порядком вещей. В 20-х годах социоинтеллектуальное брожение началось вокруг популярной музыки. Джазовый бум был частью коренных изменений в искусстве, морали, общественной мысли. Не случайно этот период был назван "эрой джаза". Он принес с собой новые жанры, новые модели одежды, новый сленг. Нечто подобное происходило в 60-х годах во время распространения рок-музыки. Между джазовой лихорадкой 20-х годов и бумом рока 60-х имел место период, названный в истории америки "эрой свинга". Новое поколение жаждало обновления искусства, его открытости и эмоциональности. Таким обновлением явился свинг - стиль оркестрового джаза, сложившийся на рубеже 20-30 годов в результате синтеза негритянских и европеизированных стилевых форм джазовой музыки. К отличительным особенностям стиля свинг относятся: характерная свинговая пульсация ("раскачивание"), сочетание секционной техники игры с сольной импровизацией, особый тембровый колорит, возросшее значение оранжировки и композиции. В истории зарождения нового направления трудно переоцнить роль Джона Хемонда - весьма влиятельной фигуры музыкального бизнеса с обширными связями. Он старался всячески помогать талантливым джазменам. К счастью, вкус его был безупречным. Среди исполнителей, которых он любил и поддерживал были Бесси Смит, Билли Холидей, Каунт Бейси, и другие. Не обошел он стороной и талантливого кларнетиста Бенни Гудмена, которому в 1934 году предложил собрать ансамбль квалифицированных музыкантов джазовой ориентации с последующим обеспечением выгодного контракта на звукозапись, организацию гастролей и покупку новых партитур, разработанных Флетчером Хендерсоном, который не решался их играть со своим оркестром. По мнению исследователей именно эти партитуры определили стиль игры оркестра Гудмена и позволили ему вскоре покорить всю страну. Очень скоро другие коллективы рассудили, что если удача сопутствовала Гудмену, то повезет и им. И они не ошиблись. Новые свинговые коллективы вырастали как грибы после дождя. Ведущие солисты джаза бросали работу и создавали свои оркестры. Это были оркестры Глен Миллера, Томми и Джимми Дорси, Барри Берингена, Лайонела Хемптона, Гарри Джеймса, Джона Круппо, Рея МакКинли, Сони Данхема, Рея Энтони, Билли Мэя и других. Количество таких ансамблей в 1937 году исчислялось десятками, в 1939 - сотнями. Так начался свинговый бум в Америке. Музыка свинговых оркестров была предназначена для самой широкой публики и стала явлением массовой культуры. Глен Миллер, Бенни Гудмен, Томми Дорси в конце 30-х годов не менее знамениты, чем Элвис Пресли в 60-е или Боб Дилан в 80-е. Во времена свинга стоило только зайти в танцзал, или опустить монетку в автомат, стоящий в каждом кафе, или включить радио - везде был слышан свинговый оркестр. Благодаря ему джаз стал самостоятельным видом искусства. И это очень важно, - ведь раньше джаз воспринимали как часть некоторого целого. Эра свинга обеспечила джазу эту самостоятельность. Джаз развивался и совершенствовался до периода, обозначенного как "Современный джаз" 11. Классификация периодов, форм и стилей джаза В исследованиях и изучении джаза, период со времени его возникновения в середине 19 столетия и до зарождения новоорлеанского джаза, получил название АРХАИЧЕСКОГО ДЖАЗА. Стили и формы джаза, развивщиеся на основе архаического джаза получили название КЛАССИЧЕСКОГО ДЖАЗА. Классический период датируются приблизительно 1890-1929 годами. Его стилевыми формами являются: НОВООРЛЕАНСКИЙ, достигший высшего расцвета к 1917 году; НОВООРЛЕАНСКО-ЧИКАГСКИЙ, достигший своего апогея к 1920 году; РЯД РАЗНОВИДНОСТЕЙ ФОРТЕПИАННОГО ДЖАЗА (баррел-хаус, буги-вуги). Классический джаз вместе с отдельными формами архаического джаза обозначается как ТРАДИЦИОННЫЙ ДЖАЗ. Стиль оркестрового джаза, сложившийся в результате синтеза негритянских и европеизированных стилевых форм джазовой музыки получил название ЭРЫ СВИНГА, воникшей на рубеже 20-30 годов. Период со времени окончания эры свинга к началу 40-х годов и до настоящего времени получил общее обозначение как "СОВРЕМЕННЫЙ ДЖАЗ". Однако, необходимо уточнить, что "окончание эры свинга" к началу 40-х годов не следует понимать буквально, точнее будет сказать, что к указанному времени наблюдается лишь ослабление интереса к свингу по причинам, которые будут изложены ниже. Едва ли можно считать окончанием "эры свинга" даже начало 60-х годов, связанных с возникновением роковой истерии. Выдающиеся джазовые коллетивы, заслужившие всеобщую любовь слушателей во времена эпогея "эры свинга", не прекращали свою деятельность и были популярны независимо от возникновения новых течений к началу 40-х годов. |
На фотографиях: Фердинанд "Джелли Ролл" Мортон (Ferdinand "Jelly Roll" Morton), Сидней Беше (Sidney Bechet), Луи Армстронг (Louis Armstrong), Глен Миллер (Glen Miller), "Каунт" Бейси ("Count" Basie), Бен Уэбстер (Ben Webster) |
Музыкальный фон страницы: Бенни Гудмен (Benny Goodman) - "Good bye" |
Бен Уэбстер [Ben Webster] |
Sinatra and Louis Armstrong - Birth of the Blues |
Главная |
---|
Введение |
Мир джаза-1 |
Мир джаза-3 |
Мир джаза-4 |
Мир джаза-5 |
---|
Мезз Меззроу-1 |
Мезз Меззроу-2 |
Мезз Меззроу-3 |
Дюк Эллингтон |
Стен Гетц-1 |
---|
Стен Гетц-2 |
Стен Гетц-3 |
Бенни Гудмен |
Банни Бериген |
---|
Бен Уэбстер |
Луи Армстронг-1 |
Э.Фитцжеральд |
Билли Холидей-1 |
---|
Билли Холидей-2 |
Гостевая |
Мир животных |
Луи Армстронг-2 |
Лестер Янг-1 |
---|
Лестер Янг-2 |
Лестер Янг-3 |
Хамфри Литтелтон-1 |
Сидней Беше |