Стен Гетц [Stan Getz] - 3 Главная

Стен Гетц Стен Гетц Стен Гетц




Малоизвестные случаи из жизни Стен Гетца - 3

5. Возвращение блудного сына,
амбициозный проект "Focus" и диск "Desafinado"

Итак, о возвращении в США Стен стал задумываться в 1960 году, когда
впервые за 10 лет его имя не попало на первое место в анкете журнала "Даунбит" в категории лучших тенор-саксафонистов. Гетца потеснил авангардист Джон Колтрейн. По опросам других СМИ Гетц пока оставался мастером номер один. Однако этот
первый звоночек чрезвычайно встревожил музыканта.
В январе 1961 года Стен несмотря на сопротивление жены увез детей в Нью-Йорк.
Конечно он отдавал себе отчет, что его вряд ли встретят там как героя, но действительность превзошла все его ожидания. За время его отсутствия музыкальная сцена изменилась до неузнаваемости. Среди джазменов воцарилась невиданная ранее рассовая нетерпимость. Новички перестали уважать стариков и вели себя крайне агрессивно. Вначале Гетц не мог вообще себе найти работу. Собранный наспех квартет выступал в полупустых клубах. Старые поклонники джаза перестали туда ходить, а молодежь пока не доросла до серьезной музыки и предпочитала слушать рок. Главный работодатель Гетца Норман Гренц продал фирму "Verve" кинокомпании MGM, а новые владельцы требовали чтобы Гетц записывал клюкву со сливками. Стен отклонил это предложение, потому что запланировал амбициозный проект с участием композитора Эдди Солтера. Плод их совместной работы пластинка "Focus" - это сюита, состоящая из семи частей и исполненная 19 музыкантами. До Гетца ни один джазмен не пытался сделать что-либо подобное. Да и после этого эксперимента лишь очень немногим сопутствовала удача в том же музыкальном жанре. Диск "Focus" получил массу положительных отзывов со стороны критиков, да и публика, поначалу с прохладцей встретившая блудного сына джаза, теперь вновь горячо рукоплескала саксафонисту. Руководство фирмы "Verve" тем временем ломало голову над тем как бы перетянуть Гетца из джазовой категории в более доступный жанр и заработать на его популярности. В июне 1962 года Гетц записал в сопровождении оркестра главную тему из известного телесериала "Доктор Килде". Щефы компании "Verve" надеялись что этот трюк сработает. Они не догадывались, что трюк уже сработал - только другой. Публика клюнула на сингл "Desafinado", вышедший несколькими неделями раньше. С легкой руки Стена Гетца в Америке началось повальное увлечение босановой.

Босанова возникла в Бразилии как местная разновидность американского джаза. Попытки заинтересовать ею крупные североамериканские фирмы не увенчались успехом. Копания "Рекордс" выпустила альбом певца и гитариста Жиао Жильберто. Однако он пылился на полкаx и не находил покупателей.

В декабре 1961 года Стен Гетц играл в одном из вашингтонских клубов. Среди людей, осаждавших его гримерную затесался гитарист Чарли Берд, только что вернувшийся из Бразилии. Он позвал саксафониста в гости и предложил ему кое-что послушать. Сочетание алкоголя с южно-американскими ритмами подействовало возбуждающе и склонило Гетца на запись альбома с интерпретациями произведений
бразильских композиторов.
Музыку, получившую название босанова часто путают в румбой, мамбой, чачача и прочими формами народной танцевальной музыки. Однако на самом деле босанова - это джазовый стиль, созданный несколькими вполне конкретными бразильскими авторами. К ним относятся прежде всего Антонио Карлос Жобин, Жоао Жильберто, Винишиус ди Моранш, Луиш Бонфа и Ньютон Мендонша.

Итак, босанова удачно стартовала в США благодаря неожиданной инициативе Стена Гетца по наводке гитариста Чарли Берда. И успех был достигнут не только благодаря сольным партиям саксафониста, а может быть и не столько им как сопровождению ритм-секции того же Чарли Берда. Бойцы Берда хорошо усвоили бразильские музыкальные традиции и умело использовали аккустические гитары и латино-американские ударные инструменты. Но, как мы узнаем позже, Гетцу достанется вся полнота славы и деньги, Чарли - ничего.



6. Hациональная эпидемия и "Головокружение от успехов"

После оглушительного успеха сингла "Desafinado" Гетц вдруг оказался
в центре всеобщего внимания.
"Я и сам не ожидал такого ажиотажа, - разводил руками новоиспеченный король джазовой самбы, - теперь я срочно посылаю вдогонку целый альбом
с такими же ритмами".
Гетц случайно угодил в самую точку. В марте 1963 года диск "Jazz Samba" взлетел на вершины хит-парада в разделе лучших поп-альбомов. Такого успеха прежде не добивался ни один джазовый инструменталист. Стен Гетц вдруг стал поп-звездой и гостил в теле-шоу Пэри Комо.
Что касается Джона Колтрейна, попавшего было в списки журнала "Даунбит", то он с этого места был свергнут. Лидерство опять перешло к Гетцу.
Представить себе что творилось тогда в Америке могут только те, кто пережил аналогичную твистовую лихорадку. Из каждого окна доносились бразильские ритмы, под них вихлялись буквально все от мала до велика. Гетц ковал железо пока горячо.
Вслед за первым диском вышел "Биг-бенд Босанова", за ним - "Самба Энкор". Впрочем потом первопроходца забили многочисленные конкуренты, поскольку увлечение босановой приняло характер национальной эпидемии и в модных ритмах забацали и запели артисты самых разных жанров. Потребителю под шумок впихивали товар с маркой "Босанова": авторучки, туфли, плащи, сувениры. Достаточно было в пластинке упомянуть босанову или сыграть в соответствующем ритме несколько вступительных тактов и диск улетал на "Ура", даже если это была никакая не босанова. Типичными примерами этого могут служить песни в исполнении Эдди Гормэ и "Босанова, Бэби" в исполнении Элвиса Пресли.
Гетц, заваривший всю эту кашу, процветал: 4-х значные суммы гонораров, отчисления от продаж, тиражи которых уже измерялись сотнями тысяч.
Гетц полагал что пик популярности босанова уже позади, но ему еще только предстояло пережить главный триумф.
Напомним, в течение всего лета 1964 года, самой знаменитой девушкой планеты была некая бразильянка с "простым" именем Элойза Энейда Мэнэза Шпаин Шпинтул. Эта жительница Рио-Дэ-Жанейро ничего не сделала чтобы прославитться, она лишь приходила по утрам на пляж Ипонемо. Девушка не ведала, что за ее грациозными движениями жадно следят восхищенные мужчины и среди них композитор Антонио Карлос Жобин и поэт-песенник Винишиус ди Моранш. Чувства так переполняли этих молодцов, что они решили выразить их в песне и это им вполне удалось. Песню поручили исполнить звезде бразильской эстрады Жоао Жильберто в сопровождении Стана Гетца. А Жоао привлек к исполнению свою жену Аструд. Ее эротичное мурдыканье заставляло покупателей нервно вздрагивать и смущенно крякнув, торопливо тянуться за кошельками. Сингл пулей взлетел на вершины хит-парада и продержался там не много-не-мало 12 недель. Долгоиграющий диск "Гетц - Жильберто" вышел несколько позже и не занял первое место в соответствующей категориии лишь потому, что в это время там прочно обосновались "Битлз".
Когда бум босанова пошел наконец на спад, Гетц с облегчением вздохнул. Ему ужасно надоело дудеть в одном и том же ритме: "Уже сделано несколько похожих альбомов, сколько же можно?".
Гитарист Чарли Берд, стоявший за спиной Гетца на протяжении всего этого безумия, с недоумением, обидой и завистью следил за растущим благосостоянием саксафониста. На интервью журналу "Даунбит" он с горечью заявил: "Истинный инициатор босановы - я, это я обратил внимание Гетца на эту музыку, я собирал джаз-бенд и подбирал исполнителей, я выбирал материал и заказывал студию. Все что сделал Гетц - пришел и сыграл на саксафоне, а все лавры достались ему. Мне не досталось ни денег, ни славы". В конце-концов обиженный гитарист обратился в суд, требуя долю от отчислений, поступавших на счет Гетца. Однако Берду ничего не обломилось, поскольку его претензии не были подтверждены документами, а поделиться добровольно ни фирма MGM, ни Гетц не пожелали.
Между тем у Гетца произошло то, что гений всех времен и народов товарищ Сталин некогда назвал, правда по другому поводу, "Головокружением от успехов". В случае с саксафонистом это выражалось в высокомерии, зазнайстве и повыщенной агрессивности. Доставалось всем окружающим, но особенно - любимой супруге. Приняв стаканчик, Стен выходил из себя и колотил ее чем попало. Та поначалу звала в таких случаях психиатра, но потом поняла, что эффективнее вызывать полицию. Хулигана и дебощира Гетца арестовывали и увозили в вытрезвитель, обеспечивая таким образом безопасность членам его семьи и ему самому, тем более что Стен, находясь в депрессивном состоянии, однажды попытался отравиться газом. Вне дома у Гетца также имелся объект для боксерских тренировок. Певица Аструд Жильберто развелась с певцом и гитаристом Жоао, примкнула к квартету Гетца и стала вешаться на шею саксафонисту. Правда она не готова была безропотно сносить свою долю тумаков и давала Гетцу сдачи. Временное перемирие заключалось в постели потом баталии возобновлялись. Девушка из Ипонемы оказалась на редкость строптивой.
Бурные семейные скандалы не утихали. В декабре 1965 года саксафонист вышел на сцену "Карнеги-холла" на костылях. Показав на закованную в гипс ногу, он смущенно пробормотал что-то на счет несчастного случая. Стен не стал вдаваться в подробности. А произошло вот что. Будучи изрядно навеселе, Гетц затеял очередную драку с женой, хотел пнуть ее ногой, но промахнулся и саданул по стеклянной двери: осколок перерезал артерию. Моника конечно заметила, что муж пускал в ход кулаки только когда был пьян. Она посоветовалась с некоторыми специалистами по данной проблемме и те порекомендовали ей средство антабус, вызывающее алергию к алкоголю, но Гетц наотрез отказался принимать эту гадость и Моника стала подмешивать антабус в пищу тайком, не обращая внимания на указания по применению лекарства. Утвердившись в амплуа поп-артиста, Гетц резко сменил курс. Теперь в его концертных программах преобладали слащавые обработки музыкальных пьес, вышедших из под пера композиторов типа Генри Мантини. Однако нельзя не отметить, что когда Гетц исполнял мелодию какой-нибунь популярной балады, на глазах слушателей наворачивались слезы, некоторые буквально рыдали навзрыд. В более узком кругу, в уютном клубе, Стен играл исключительно джаз.



7. Звук саксафона Гетца как завораживающее заклинание
волшебника останется навсегда

Благодаря босанове и участию в ряде выгодных проектов Стен Гетц изрядно разбогател. В середине 60-х годовой доход саксафониста достиг 250 тыс. долларов. Большинству джазовых артистов такие деньги и не снились. Моника спешно вкладывала доллары в недвижимость, чтобы в случае чего на старости лет было где голову преклонить. Kупленный Моникой особняк с участком 9 акров располагался на берегу Гудзона в 15 милях от Нью-Йорка. Когда Стен начинал опрокидывать мебель и бросаться на людей, достаточный оперативный простор позволял домочадцам укрываться в одном из помещений или выпрыгнуть в окно, или успеть добежать до ближайшего соседа. Полиции вскоре надоело что ни день приезжать по вызову и разнимать супругов. Стена сажали под замок, потом упрятали в реабилитационную клинику. В промежутках между домашними баталиями, арестами и лечением саксафонист работал. По мнению критиков, качество его игры снизилось. Такой сбой произошел впервые. Прежде личные неурядицы не отражались на профессиональной деятельности музыканта. Члены квартета Стена Гетца тоже выражали недовольство по этому поводу, а пианист Чик Кориа вообще ушел из джаз-бенда. Стоит ли удивляться тому, что в 1968 году Стен Гетц не записал ни одного диска. В музыкальной сфере дела Гетца шли все хуже. Он бежал в Испанию и жил там в одиночестве, напиваясь до полубессознательного состояния.
Монике с трудом удалось выманить Стена из его убежища, и обильно потчуя по дороге антабусом, поместить в британскую клинику. Гетц совсем очумел и впал в глубокую депресию, продолжавшуюся около года.
В июне 1970 года Моника привезла Стена в Париж и там он услышал местное джазовое трио, которое произвело на него сильнейшее впечатление своим мастерством. Гетц взял над французами шефство, до конца года гастролировал с ними и даже записал совместный двойной альбом. Места дальнейших трудовых подвигов Гетца легко проследить, изучая его дискографию. Там мелькают концертные записи, сделанные то в Гановере, то в Голивуде, то в Любляне, то в Копенгагене, то на Кубе, то в Израиле. Квартеты Гетца теперь вовсю использовали электронику и уже являлись не джазовыми составами, а скорее рок-группами.
Период с 1970 по 1980 годы довольно стабильное десятилетие в каръере Гетца. Циклы диски-мордобой-кутузка почти сошли на нет. Моника призвала себе в помошники друзей, служанок и даже детей. Все они с энтузиазмом подбрасывали в еду и напитки Стена антабус. Так что тот едва отведав виски начинал страдать от аллергии. Методом проб и ошибок была определена оптимальная доза лекарства, достаточная чтобы оказывать эффективное действие, но и не слишком большая, чтобы не переборщить и не погубить кормильца. Стен постепенно уверовал, что его организм действительно не может больше переносить алькоголь.
Но однажды некий доброжелатель, считавший что данная лечебная практика очень опасна, открыл Стену страшную семейную тайну. Что тут началось. Избив бедняжку Монику, Стен подал на развод. Жена ему развод не давала. Судебный процесс затянулся. Моника до последнего пыталась удержать Стена. Однако тот не простил ей махинаций с антабусом и теперь вовсю наверстывал упущенное. Так продолжалось до тех пор пока Стен не встретил Джейн Уолш - бывшую алкоголичку. Ей удалось сделать то, чего так долго, но безуспешно добивалась Моника. Опираясь на собственный опыт Джейн перековала таки Стена в трезвенника.
В середине 80-х годов Стен Гетц обрел почетный статус артиста, известного далеко за пределами джазового мира. Он уже мог позволить себе почивать на лаврах, однако Гетц предпочел статус активно работающего музыканта, а не отставной знаменитости.
Публичные выступления были нерегулярными. Два года вообще не записывался. Лишь в 1986 году вышел его новый диск. Спустя год Гетц совершил турне по странам Европы, хотя знал что болен раком. Операция по удалению опухоли за сердцем длилась 8 часов. Пациента распотрошили словно цыпленка, распилили два ребра, удалили часть легкого, но злокачественное новообразование все-таки извлекли. Так что исход операции можно назвать удачным.
Едва оправившись, Гетц объявил что в феврале 1988 года вновь отправится в Европу. Это оказалось не лучшей идеей. Расчитывая на былую выносливость, Гетц слишком рано приступил к работе. Он почти сразу почувствовал приближающуюся усталость, но поначалу бодрился приговаривая: "Я справлюсь, ведь я русский еврей, а мы самые упрямые люди на свете", - и начинал вспоминать одиссею своего дедушки. Однако уже после нескольких концертов, Гетц вынужден был сдаться.
В 1989 году врачи обнаружили, что рак печени дал новые метастазы и на сей раз поражено легкое. Прогноз был неутешительным. Гетцу оставалось жить от силы год. И что же делает Гетц? Он опять летит в Европу и прочесывает 8 стран, дает концерты, участвует в джазовых фестивалях, записывается. Врачи с удивлением констатируют, что рак легкого не прогрессирует. Но чудес не бывает. В конце-концов рак одержал победу над саксафонистом и 6 июня 1991 года Стен Гетц скончался. Согласно последней воле покойного его тело было кремировано, а прах развеян по ветру в море.
Музыка Гетца сохранила свою притягательность и после того как ажиотаж, вызванный его бразильскими хитами улегся и посещаемость концертных залов стала зависеть от совсем иных чисто музыкальных факторов. Главное из них - удовольствие от услышанного. Вам не надо разбираться в джазе или пытаться разгадывать ребусы импровизированных соло. Вам даже не нада знать названия инструментов, из которых извлекаются эти звуки, вы просто сидите и получаете наслаждение.
Сказать, что Стен играл на саксафоне - недостаточно. Само слово играл не в полной мере определяет связь между инструментом и музыкантом. Звук издаваемый саксафоном являлся вторым голосом Гетца или даже первым и этот голос завораживал как волшебное заклинание кудесника из детской сказки.

К о н е ц

Музыкальный фон страницы:
Стен Гетц [Stan Getz] - "Stars fell on Alabama"

Стен Гетц [Stan Getz] - "Live In California Bossa Nova.."

Бен Уэбстер [Ben Webster] Quartet - "Pountin'"

Главная
Введение
Мир джаза-1
Мир джаза-2
Мир джаза-3
Мир джаза-4
Мир джаза-5
Мезз Меззроу-1
Мезз Меззроу-2
Дюк Эллингтон
Музз Меззроу-3
Стен Гетц-1
Стен Гетц-2
Бенни Гудмен
Банни Бериген
Бен Уэбстер
Луи Армстронг-1
Э.Фитцжеральд
Билли Холидей-1
Билли Холидей-2
Гостевая
Мир животных
Луи Армстронг-2
Лестер Янг-1
Лестер Янг-2
Лестер Янг-3
Хамфри Литтелтон-1
Хамфри Литтелтон-2







Яндекс.Метрика