Элла Фитцжеральд [Ella Fitzgerald] |
Краткая биография
|
Величайшая джазовая вокалистка, получившая звание "первой леди джаза" родилась 25 апреля 1918 года в Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния. Нежное и легкое вибрато, присущее ее голосу, превращало каждое исполнение в лирический монолог, а огромный диапазон и виртуозный скэт придавали невероятную энергию каждому ее выступлению. Наибольшие ее удачи в исполнении джазовых стандартов- Lady,Be Good; How High The Moon; Mr.Paganini; Mack TheKnife. В детстве училась танцевать и мечтала о кардибалете. Петь начала в 14 лет в ньюйорском клубе Opera House и в 1934 году стала победительницей на конкурсе в Гарлеме. В 1937 году начала выступать с танцевальным оркестром Чика Уэба. Первый успех принесла песня на собственные слова A-tisket - A-tasket. После смерти Уэба в течение трех лет (1939-1942) возглавляла биг-бенд. В 1942-1946 годах работала с разными музыкантами, но вся ее дальнейшая каръера связана с антрепризой Номана Гренца. Успех принесли организованные Гренцом выступления и записи с трио Оскара Питерсона и оркестром Каунта Бейси. В 1956-1958 годах при поддержке Гренца записала двойные альбомы с песнями самых популярных американских композиторов Керна, Портера, Роджерса, Элингтона, Арлена, Мерсера. Сотрудничала со многими выдающимися музыкантами и выступала в самых крупных концертных залах мира. В начале 70-х годов покинула сцену из-за резкой потери зрения, но после нескольких сложных операций продолжила выступления. В последние годы жизни пела сидя в инвалидном кресле. Получила множество разных наград, в 1986 году стала почетным доктором Йельского университета. Снялась в кинофильмах "Блюз Пита Келли" (1955) и "Сент-Луис-блюз" (1958) и других. Умерла 15 июня 1996 года в Биверли-Хиллс, штат Калифорния. |
Она была
рождена чтобы петь |
Многие книги об Элле Фитцжеральд начинаются с восклицания: "Она была рождена чтобы петь". Но Элла не собиралась петь. Подружка по школе вспоминала: "В 11 лет она вечно торчала в окне раскачиваясь и пританцовывая. То же самое было и во дворе школы во время перерыва. Элла, найдя тихий угол, танцевала сама с собой, раскачиваясь и притоптывая". Элла не знала своего отца. Родившись в Ньюпорт-Ньюс, выросла в Юнкерсе и сбежала из дома от отчима после смерти матери. Подростком она зарабатывала на мостовых Гарлема песнями и танцами, заодно предупреждала местных рабынь любви о приближении полицейских. Элла принадлежала к первому поколению в истории, выросшего при громофоне и при радио. Это была революционная эпоха, обозначившая появление массовой культуры. Популярные песни стали по настоящему популярными. Люди проводили целые дни возле первых приемников. Что касается Эллы, то для нее многое решалось в тот момент когда она услышала Луи Армстронга. Она была подростком, мечтавшем стоять на сцене у микрофона вместе с "Сачмо". И мечты осуществились. В 16 лет в чужих обносках и мужских ботинках Элла появилась на том самом знаменитом конкурсе талантов в театре "Апполо". Когда ее подвели к знаменитому Чику Уэбу, он сказал: "Уберите эту страшную старушку". Но всеже, будучи допущенной к конкурсу, Элла получила первый любительский приз. Тот же Чик Уэб был настолько восхищен ее выступлением, что предложил войти в свой оркестр. После смерти Уэба Элла стала руководителем этого оркестра. Коллеги джазмены часто обвиняли Эллу в том, что она поет так как хотят белые, но Элла пела "как чувствовала". Это были ее самые знаменательные слова. Известность Эллы равна только Луи Армстронгу. Как-то Элле сказали, что в Италии ее зовут "Мама-джаз". "Это замечательно придумано, - сказала Элла, - я страшно рада и надеюсь, что меня не назовут однажды "Бабушка-джаз". Муж Эллы Рэй Браун играл в трио Оскара Питерсона, был его двойником и другом. В 1961 году Элла отправилась с трио на европейские гастроли. Она превратила трио в квартет, ибо была четвертым инструментом. Ее голос звучал как саксафон. Сколько же она записала песен? Несколько тысяч. Музыкальный критик Джеймс Кокс пишет, что она пела для шести поколений слушателей. Она пела главам государств, королям, шейхам. О вокальных данных Эллы Фитцжеральд можно гоаворить часами: о ее невероятной способности менять ритм, ускорять, замедлять, взмываться, кружиться, о ее знаменитых глиссандо, о ее подражании музыкальным инструментам, о ее шутках и вставлении в тексты песен и баллад всяческой отсебятины. Элла была застенчива, не любила прессу и интервью, а на сцене всегда нервничала до тех пор пока не брала в руки микрофон. |
"Сердца для
Эллы" |
Элла награждалась премиями, званиями и дипломами. Она 13 раз была призером высшей музыкальной награды "Гремми", а также премиями имени Кенеди. Она была награждена Национальной медалью Искусств, которую ей вручил сам Президент США. Престижные университеты страны сделали певицу своим почетным доктором. В 1990 году по инициативе национального банка "Америкенэкспресс" был организован концерт в ньюйоркском "Сити-Холле". Он назывался "Сердца для Эллы". Вторым спонсором былла ассоциация кардиологов. На афише были такие слова: "За 56 лет каръеры Элла загнала свое сердце, она слишком много пела для вас, слишком много вложила в свои песни любви. Теперь ваш черед вернуть ей долг". По сути дела это было прощание с Эллой. Она уже была тяжело больна и в том же году, выступая в Париже, пела фактически сидя. Элла выступала до 1992 года. 1993 году она перенесла тяжелую операцию по ампутации ног, после чего здоровье резко ухудшилось. В субботу 16 апреля 1996 года, Эллы, которая всем нам не просто пела о любви,а дала столько любви, не стало. |
Музыкальный фон страницы: Элла Фитцжеральд [Ella Fitzgerald] - "My Funy Valentine" |
Элла Фитцжеральд [Ella Fitzgerald] |
Глен Миллер [Glen Miller] |
Главная |
---|
Введение |
Мир джаза-1 |
Мир джаза-2 |
Мир джаза-3 |
Мир джаза-4 |
---|
Мир джаза-5 |
Мезз Меззроу-1 |
Мезз Меззроу-2 |
Дюк Эллингтон |
Музз Меззроу-3 |
---|
Стен Гетц-1 |
Стен Гетц-2 |
Стен Гетц-3 |
Бенни Гудмен |
---|
Банни Бериген |
Бен Уэбстер |
Луи Армстронг-1 |
Билли Холидей-1 |
---|
Билли Холидей-2 |
Гостевая |
Мир животных |
Луи Армстронг-2 |
Лестер Янг-1 |
---|
Лестер Янг-2 |
Лестер Янг-3 |
Хамфри Литтелтон-1 |
Сидней Беше |