Луи Армстронг [Louis Armstrong] - 1 Введение в джаз
Луи Армстронг Луи Армстронг Луи Армстронг




Краткая биография

Луи Армстронг (Louis Daniel Armstrong)
- трубач, вокалист, первый выдающийся представитель традициионного джаза.
Родился в беднейшем районе Нового Орлеана, жители которого часто не оформляли
никаких документов, а потом записывали дни рождения так, как им казалось выгодным
или престижным.Армстронг-Элингтон Особенно почетным считалось родиться 4 июля, в День Независимости Соединенных Штатов. Сам Армстронг не знал точной даты своего рождения, но во многих справочниках день рождения Армстронга - 4 июля 1900 года.
Не было ни одного трубача в джазе, который не признавал бы влияния Армстронга на свое творчество. Его вклад в джаз столь велик, что даже снобистски настроенные музыканты следующих поколений прощали ему не только многочисленные повторы некоторых эффектных импровизационных фраз, но и заигрывания с популярной музыкой и развлекательной эстрадой.
Армстронг закономерно остался самой популярной личностью в музыкальном исскустве ХХ века, с которой публика идентифицировала традиционный джаз.
Армстронг научился играть на трубе в исправительном доме, куда попал в вЛуи Армстронг предновогоднюю ночь 1913 года, случайно выстрелив во время феерверка из
найденного им настоящего пистолета.
Играл в духовом оркестре в колонии и подбирал на слух мелодии, услышанные в детстве на улицах Нового Орлеана. Через полтора года Армстронг был вполне подготовлен для профессиональной работы в танцевальных оркестрах.
На молодого и способного юношу обратил внимание Джо Кинг Оливер и часто
посылал его играть вместо себя. Когда в 1917 году Оливер уехал в Чикаго,
Армстронг занял его место в оркестре Кида Ори.
После 16 месяцев работы у Ори присоединился к бенду Фетса Марейбла и два года 1919-1920 работал на экскурсионных пароходах, плавающих вверх по Миссисипи.
Летом 1922 года Оливер вызвал Армстронга в Чикаго. С оркестром "Creol Jazz Band" Армстронг сделал первые записи.
Луи АрмстронгВ 1924 году Армстронг женился на пианистке Лил Хардин и в том же году приехал в Нью-Йорк, где в течение 11 месяцев был трубачом-солистом в оркестре Флетчера Хендерсона, параллельно записав с группой Кларенса Уильямса "Blue Fiue" композицию "Red Onion Jazz Babies".
Вернувшись в Чикаго в 1925 году, записал первые пластинки с собственной группой "Hot Fiue", в которую вошли тромбонист Кид Ори, кларнетист Джонни Додс, банджист Джонни Сен-Сир и Лил Хардин. В 1927 году выпустил следующие записи уже с группой Hot Seuen.
В 1925-1926 годах играл в ансамбле Лил Хардин "Dreamland Syncopators", а также в оркестрах Эрскина Тайта и Кэрола Диккерсона.
В 1927 году собрал собственный состав "Louis Armstrong And His Stompers". В конце 20-х годов Армстронг считался джазовой звездой первой величины, его имя обозначалось на рекламе огромными буквами, а исполнительский стиль ассоциировался с подлинным новоорлеанским джазом. Музыка группы Армстронга строилась по принципу "выдающийся солист и сопровождающая группа".
В 1929 году Армстронг исполнил песню Фэтса Уоллера "Aint Misbehavin" в бродвейском ревю "Hot Chocolates" и стал популярен как вокалист. Он первым использовал голос как инструмент, первым ввел в обиход вокально-слоговую импровизацию (скэт). В это время за ним закрепилось прозвище "Сэчмо" ( от Satchelmouth - рот как сумка).
В 1930 году Армстронг работал в оркестре Луиса Рассела.
В 1932 году впервые выехал в Европу и выступил там с неожиданно громким успехом.
В 1933-1934 в течение 18 месяцев гастролировал в своей стране и снова в европейских странах.
В 1935-1942 годах возглавлял оркестр (почти весь бывший состав Рассела), обратившись к стилю "свинг". Заскучав по старому джазу, собирал в течение этого периода традиционный состав для записи пластинок.
Только в 1946 году организовал для концертных выступлений постоянный секстет "All Stars" и навсегда вернулся к исполнительским принципам чикагской школы. В первый состав вошли кларнетист Барни Бигард, тромбонист Джек Тигарден, барабанщик Биг Сид Катлетт, пианист Дик Керри и контрабасист Арвелл Шоу.
Секстет существовал до смерти Армстронга. В разные годы в него входили Эрл Хайнз, джо Башкин, Эдмонд Холл, Трамми Янг, Милт Хинтон, Кози Коул, Денни Барселона, вокалистка Велма Мидлтон. В 50-е записывался со струнными группами, с Эллой Фицджеральд, Оскаром Питерсоном и многими другими.
Популярность Армстронга была связана не только с джазом, но и с кинематографом. Он снялся в 36 художественных фильмах, в том числе в таких известных, как "Пенни, упавшие с неба", "Художники и натурщицы", "Новый Орлеан", "Песня родилась", "История Гленна Миллера", "Высшее общество", "Парижский блюз". "Хелло, Долли", и других. Многие джазовые мелодии и песни приобрели неслыханную популярность в его интерпретации.
В 1936 году опубликовал книгу "Свинг - это музыка", в 1954 году - "Моя жизнь, мой Новый Орлеан". В 60-е разъезжал по всему свету, считал себя миссионером, "послом джаза".Луи Армстронг Был торжественно принят в Африке и Австралии, в Азиии и в
странах Восточной Европы.
В конце 60-х годов здоровье Армстронга ухудшилось, он выходил
на сцену на несколько номеров, но продолжал пользоваться огромным успехом.
Умер 6 июля 1971 года. Похороны транслировались по телевидению на все Соединенные штаты. Его тело было выставлено для торжественного прощания в Манеже Национальной гвардии, предоставленном для этих целей по личному рапоряжению Президента. Mимо гроба прошли Двадцать пять тысяч человек.



Армстронг вывел ранний джаз на новый уровень

Луи АрмстронгВ июле 1971 года трубач Кларк Терри навестил Армстронга
больного и похудевшего, но все еще полного энергии, оптимизма и надежд.
"Как дела?", - спросил Армстронг. "Спасибо, Попс, - отвечал Терри, - кроме радости тебя видеть и надежды подзарядить мои батареи от твоих, я еще и по делу, скорее приятному. Гарвардский университет просил меня вручить тебе Грамоту".
"Попс" отвернулся и сказал: "Шли бы они к черту, Терри, где они были
40 лет назад, когда действительно были мне нужны?".
Через три с половиной недели, 6 июля, два дня спустя после своего дня рождения
"Сачмо"-"Попс", он же Луи Армстронг покинул нас навсегда.
Сложившееся стереотипное представление об Армстронге слишком уж напоминает
образ популярного, всеми любимого клоуна: всем известно, что великий "Сачмо" пел глуховатым, хрипловатым голосом и играл на трубе. Лишь немногие
знали другого Армстронга.
Кстати, друзья не звали его "Сачмо" - это была его юношеская кличка. Друзья звали его "Попс". Но даже они не сознавали, что это один из крупнейших музыкантов ХХ века, может быть, даже самый крупный музыкант нашего времени, потому что он едва ли не в одиночку поднял ранний джаз на новый качественный уровень, оказав тем самым решающее влияние на музыкальные течения, которые из него вышли. Звук трубы Армстронга был кристально чистый и предельно наполненный. Звук этот либо чуть-чуть запаздывал, либо чуть-чуть спешил, образуя во времени микроскопический зазор,
создавая совершенно новое напряжение.
Луи Армстронг Но дело даже было не в звуке, не во фразировке и не в артикуляции.
До Армстронга джаз был коллективной импровизацией,
часто сражением двух оркестров.
То была фольклорная коллективная импровизация.
Армстронг был тем самым лучшим из толпы музыкантом, который шагнул на авансцену. Джаз, который изобрел Армстронг стал джазом личности, солиста, индивидуальным подвигом солиста, его диалога, перебранки, согласия с оркестром. В этом и была его революция.
Как часто бывает в жизни, новатором стал человек, покинувший толпу, переставший быть ее частью, рискнувший превратиться в одиночку, но быть личностью. Это был подлинный новатор, не чета "новаторам" джаза, тащивших его с налала 40-х годов к тупику и пропасти.



Некоторые малоизвестные случаи из жизни Армстронга

1. Из Нью-Йорка в Чикаго под контроль мафии

Луи АрмстронгВ 1925 году Луис Армстронг
решил покинуть Нью-Йорк и вернуться в Чикаго. В ту пору город Чикаго находился фактически во власти гангстеров. Те не слишком церемонились с джазменами, тем более - с чернокожими. Особенное удовольствие мафиози получали от стрельбы по контрабасу. Иногда дело доходило до выяснения отношений между разными группировками и тогда музыкантам приходилось спасаться бегством. Армстронг, игравший на трубе в ансамбле своей жены Лил Хардин старался бесприкословно исполнять все заказы вооруженных посетителей.. И все же однажды он чуть не схлопотал пулю, когда на сцену забралась пьяная девица и начала раздеваться. А в этот момент в клубе появился ее хахаль. Армстронгу с трудом удалось урезонить пьяного ревнивца и тот наконец убрал оружие. Гангстеры покровительствовали трубачу, подкидывали ему деньжат, но перейти в другой клуб без санкции главаря банды Армстронг не мог. Луи смирился и вел себя тихо. Работы хватало не только в кабаре, но и в студии "ОК", где он записывался с ансамблем "Hot Fiue". Именно эти пластинки прославили Армстронга как исполнителя, а заодно принесли неплохой доход фирме. Сам того не ведая, Луи доказал публике, что джаз - это не просто музыка, под которую танцуют или выпивают. Армстронг впервые использовал стиль пения "Скэт" при записи "Сиби-Джиби". Говорят он просто обронил листок с текстом и был вынужден использовать бессмысленную голосовую импровизацию, чтобы не запороть матрицу. Бессвязный хрип имел такой успех, что пластинка за считанные недели разошлась в количестве 40 тыс. экземпляров.

2. Рост популярности и бунт подкаблучника

Луи Армстронг То что его популярность растет, Армстронг убеждался каждый раз куда бы он не приезжал: из всех магазинов доносились задорные звуки его трубы. У музыканта завелись деньги. Жена тоже неплохо зарабатывала и вскоре пара обзавелась недвижимостью: земельным участком рядом с озером Мичиган и особняком из 11-ти комнат. Но, как говорится, не в деньгах счастье. Разбогатев, супруги стали ссориться. Деспотичная Лил старалась во всем контролировать слабовольного музыканта, полагая, что только она сможет протолкнуть мужа в мире шоу-бизнеса. Однако подкаблучник Луи долгое время безропотно подчинявшийся давлению со стороны жены, начал проявлять строптивость. Армстронга особенно раздражало то обстоятельство, что ему никогда не давали досыта поесть. Лил считала, что у джазовой звезды не должно быть брюха и кормила мужа вместо мяса зеленью и фруктовыми соками. Измученный скудной диетой, Армстронг наконец взбунтовался и нашел себе девицу, которой было все-равно сколько Луи слопает за один присест. Не долго думая, трубач собрал свои вещички и перебрался к любимой, сопровождаемый проклятиями своей разъяренной супруги. Звали ее Элфа Смитт. Теперь Луи проводил большую часть свободного времени в бедной квартирке Элфы. Его не смущали ни постоянное присутствие ее матери, ни деревянная ванная, ни злобный кот, пугавший гостя внезапным появлением ночью на подоконнике. Зато здесь на Армстронга никто не кричал. Элфа преданно заглядывала ему в глаза и щедро делилась прелестями своего юного тела. В отличие от все прежних женщин Луи, Элфа была моложе трубача на 6 лет. Армстронг покупал Элфе Смитт дорогие стильные вещи. Она знала толк в хорошей одежде. Элфа казалась воплощением невинности, кто бы мог подумать, что с годами с нее получится такая стерва. Да, теперь он мог до отвала отжираться за обеденным столом, зато денег в его кармане значительно поубавилось. Любовницу собственно интересовал не сам Луи, а его доллары, на которые можно было купить меха, брильянты и прочие предметы. Но ослепший от любви Луи очень долго ничего не замечал. Чтобы раскусить свою подругу, ему понадобилось почти 15 лет.

3. "Марихуана помогает от астмы и расслабляет нервную систему"

Луи Армстронг Разорвав отношения и семью, Армстронг ушел и из джаз-банда, лидером которого являлась жена и влился в ансамбль Эрола Хайнца, трудившегося в клубе "Сансет". Кабак принадлежал Аль-Капоне и полицейские облавы были здесь обычным делом. Музыкантов запихивали в воронок, заставляли подписать протокол и отпускали обратно на работу. "В кузове я обычно всегда стоял", - жаловался Хайнц, - "Наконец мне это надоело. Отныне при появлении полиции, я сразу бодро бежал к машине и занимал место на скамейке". Во времена сухого закона, когда музыканты травились подпольно изготовленной сивухой, Луи нашел сравнительно безопасный допинг, окружив его романтическим ореолом: "Марихуана помогает от астмы и расслабляет нервную систему", - объяснял трубач своим неразумным коллегам-выпивохам. Самого Луи приучил к этой не такой уж безобидной травке не безизвестный кларнетист Мезз Меззроу, который три раза сидел в тюрьме, а когда был на свободе, то занимался продажей алкоголя и наркотиков. Ранние записи ансамбля в "Hot Fiue" производились утром, когда музыканты были трезвы и нормально соображали. Потом Луи, нормально снабжаемый Меззроу, которому наркотик доставляли прямиком из Мексики, начал выкуривать сигаретку перед сеансом звукозаписи и его достижения заметно повысились. Как известно, марихуана обостряет чувства и повышает восприятие музыки. Луи это заметил и увеличил дозу сам и постарался привить эту пагубную привычку коллегам по оркестру.

4. Доморощенные предприниматели-бизнесмены

Луи Армстронг По истечение срока ангажемента в кабаре "Сансет", Армстронг и Хайнц надумали открыть собственный клуб и поработать на себя. Они приглядели подходящее помещение, сняли его, невзирая на высокую стоимость арендной платы в размере 375 дол. в месяц, сколотили ансамбль и потирали руки в предвкушении больших заработков. Ведь музыкантам такого калибра ничего не стоило привлечь к себе публику. Но доморощенные бизнесмены не учли одно обстоятельство. В день открытия их клуба, рядом через два дома распахнуло двери огромное кабаре "Савой", переманив долю потенциальных посетителей. Уже через несколько вечеров музыканты вынуждены были прикрыть заведение. Заперев за собой дверь, Армстронг двинулся к машине и обнаружил, что она исчезла. На следующий день пропажа нашлась, но много крупных узлов не хватало. К тому же трубач остался должен владельцам арендованного помещения 1900 дол. Супруга Лил помочь Армстронгу отказалась, а любовница Элфа заранее избавила Луи от всех накоплений. И так, в январе 1928 года Армстронг сидел без работы и без денег. Компанию ему составляли Эрол Хайнц и барабанщик Жак Синтелтон. "Мы не теряли присутствие духа, - вспоминал Луи, - несмотря на денежные затруднения, Хайнц ежедневно брал в зубы новую сигару. Мы были довольны жизнью". Возможно Армстронг не лукавил, с удовольствием перебирая в памяти дни своей молодости. Однако эта идилическая картина имела мало общего с суровостью тех лет. Музыканты, подтянув потуже пояса, играли за гроши где прийдется. Как-то раз в одном из баров некий бравый, но сильно подвыпивший молодец взял их на мушку своего револьвера 45 калибра. Хайнц ловко перепрыгнул через пианино и был таков. Ударник и трубач очистили помещение не менее проворно. Пьяный стрелок, потеряв живые мишени, бросился на их поиски, но был блокирован в подвале прибывшими полицейскими, которые тут же открыли беспорядочную стрельбу, буквально изрешетив несчастного. Даже для видавшего виды Луи подобные испытания оказались перебором и он пошел на поклон к могущественному конкуренту, подрядившись играть в оркестре "Савой". Радиотрансляции концертов быстро сделали его имя известным и у Армстронга заметно прибавилось работы вне клуба. Играя за солидный гонорар на речном пароходе, ансамбль Луи однажды ввязался в баталию с другим оркестром. Этот спектакль привлек более 500 зрителей, так что пароход едва не затонул из-за перегрузки. Трубач дал себе слово никогда больше не выступать на судах. В Чикаго Луи стал настоящим героем джаза, тысячи людей желали попасть на его концерты. У входа в "Савой" Армстронга сторожила восторженная толпа. Один раз почитатели оторвали испуганного кумира от земли и понесли на руках к сцене. Каждый тянул располневшее тело трубача на себя и тот испытал несколько неприятных минут. Видно Армстронга серьезно помяли, так как он с трудом доиграл до конца шоу, а потом целую неделю болел. Но слава не испортила Луи, музыкант оставался тихим и скромным человеком. Хорошие времена, как известно, не длятся вечно. Едва Луи успел расплатиться с долгами и удовлетворить с годами становившуюся все более требовательную любовницу, как возникла новая проблема. Клуб "Савой" вышел из моды и его владелец перестал платить джазмену, ссылаясь на отсутствие выручки. Но Армстронг уже имел прекрасную репутацию. Поговаривали, что нет ему равного трубача не только в США, но и во всем мире. Со всех сторон на Луи посыпались соблазнительные предложения, отбором которых занимался тогдашний его белый менеджер Том Рокуэл. Этот горластый и пробивной мужик ставил собственную выгоду на первое место, но и артиста старался не обижать.

5. Возвращение в Нью-Йорк

Луи Армстронг В Нью-Йорк Армстронг приехал по настоянию Рокуэла. Видавший виды автомобиль Луи при въезде в город забарахлил, крышка радиатора слетела и пар окутал всю улицу. Проходивший мимо полицейский при виде чикагских номеров напрягся и озабоченно спросил: "Оружие есть?". Все люди из Чикаго считались гангстерами. Уж такой печальной славой пользовались все жители этого города. Узнав, что Луи приехал со своими джазменами, Рокуэл едва не пробил головой потолок. - Я ведь звал только тебя, - завопил он. - Но не могу же я их бросить, - оправдывался Луи, - дайте мне денег только на еду и жилье на всех. Луи и приятели поселились в Гарлеме, где обитали, по мнению белых, вечно веселящиеся негры. Такое впечатление создавалось при виде множества экзотических кабачков с эротическими шоу, приправленными горячим джазом. В Гарлеме развлекался богатый народ. У джентльмена за вечер уходило долларов 60, не считая напитков. Пинта запрещенного виски стоила 10 дол., поэтому многие американцы вели себя как в недавнем прошлом советские граждане: приносили выпивку с собой и разливали ее под столом. Луи только тряс головой в изумлении: "Откуда у публики столько денег?" Он лично обходился скромной закуской и одной закруткой марихуаны. Тайным совладельцем клуба, в котором играл Луи был знаменитый гангстер Ганс Шульц. Однажды он заявился в заведение, чтобы посмотреть на трубача, вызвавшего такой шум. Луи при виде гангстера затрясся и пролепетал: - Я часто вижу ваше фото в "Дейли Ньюс", мистер Шульц. - Это точно, - рявкнул тот, - за мной давно охотятся, наверное хотят получить автограф. Армстронга пригласили в бродвейское шоу "Hot Chocolates". Сначала он хрипел песни, сидя в оркестровой яме, затем ему разрешили это делать со сцены. Луи пародировал сам себя : гримасничал, закатывал глаза и отпускал веселые шуточки. Теперь музыканта узнали театралы и менеджер при переговорах с хозяином кабаре стал требовать денег больше чем прежде. Вскоре Луи поддался на уговоры Рокуэла и расстался с бендом, которое притащил из Чикаго. Отныне он стал выступать фактически как артист-развлекатель. Он исполнял комедийные номера и пародии, а в промежутках играл на трубе зачастую в компании со слабыми исполнителями. На то имелась своя причина. Луи всегда был очень ревнив к успехам коллег по оркестру. Очень хороших музыкантов Луи выгонял из оркестра так же быстро как и очень плохих. Кому мог завидовать этот непревзойденный мастер, трудно даже себе представить, но факт остается фактом. Нетерпимость к успехам других исполнителей была одной из черт характера трубача. "Ненавижу, когда у меня воруют аплодисменты", - признавался он. Дружелюбный Луи общался со многими людьми, но настоящих друзей не имел и был всегда одинок.

6. Сумбурная жизнь и непрерывное движение

Луи Армстронг На протяжении последних нескольких лет Луи вел сумбурную жизнь и находился в непрерывном движении. Летом 1930 года он осел в одном из кабаре Лос-Анжелеса и смог немного перевести дух. Чтобы не отстать от моды, он надумал посетить салон некоего местного парикмахера, выправлявшем неграм волосы путем простой операции. Он смешивал щелочь с каким-то мягким веществом, составлявшим его секрет и выгружал эту небезопасную смесь на головы страждущих клиентов. Уже сидя в очереди к мастеру причесок, Луи отказался от своей затеи, увидев к чему может привести секундная задержка с полосканием. Одному из расслабившихся негров щелочь сожгла все волосы и окрасила голову крупными язвами. Взволнованный Луи решил только постричься наголо, оставив лишь маленький чубчик. Впрочем от посещения парикмахера была и ощутимая польза. Во время стрижки Луи познакомился с человеком, который организовал ему выступление в клубе с кинокомпанией MGM. Среди посетителей этого заведения актеров оказался и юный трубач Бак Клейтон. Он никак не мог понять как Луи делает глиссандо на своем инструменте. Настойчивый Бак зашел за кулисы и завел задушевный разговор. Луи свернул самокрутку и молвил: "Я прикрываю трубу платком, чтобы никто не видел как я работаю с вентилями, но тебе так и быть покажу". Курнув марихуаны, Луи скорчив отчаянную гримасу, заставил невинного юношу тоже сделать пару затяжек, а потом открыл ему свой секрет. Прийдя домой, Бак упал на колени и принялся молить Всевышнего, чтобы тот простил ему знакомство с марихуаной, сделанной ради пользы дела. Господь внял его мольбам. Музыкант освоил трюк Луи и не стал наркоманом. Вскоре после того, как Луи осел в Лос-Анжелесе, туда нагрянула его жена. Она не оставляла надежды вернуть мужа в лоно семьи. Супруга приехала не одна, а неким типом, который по словам Лил массировал ей бедра, чтобы те чрезмерно не распухали. Массажист конечно же выполнял другие функции, о чем мог догадаться сообразительный Луи. - Ты что меня за дурака держишь, - возмутился трубач, - если ляжки раздулись, то это от трения, давай лучше разойдемся по-хорошему. - Ну, да, теперь понятно, когда ты зарабатываешь кучу денег, я тебе больше не нужна, - кричала в бессильной ярости Лил, еще и норовила съездить Луи по физиономии. Она капитулировала лишь по прибытии любовницы, которая тоже примчалась к любимому, не выдержав долго без денег Луи. Трубач был готов на все лишь бы отвязаться от настырной супруги. Лил вернулась в чикаго на автомобиле, купленном ей Луи. Перед этим она переоформила на себя дом и почти все имевшиеся на общем счету сбережения. Спору нет, Лил оказала Луи большую поддержку на начальном этапе его карьеры и он сам это признавал. Однако чрезмерная властность и строгость подвели Лил и верх над ней взяла расчетливая Элфа Смитт.

7. Шестимесячная ночлежка в тюремном госпитале

Луи Армстронг К этому же времени относится весьма неприятная история, случившаяся с Армстронгом. В антракте Луи вышел вместе с ударником на автостоянку покурить травки и попал в засаду. Детектив, арестовавший нарушителей закона сам оказался поклонником Армстронга. - Вся моя семья не ложится спать пока не кончается радиопередача с твоим участием, - буркнул сыщик. - Ваши родственники и многие другие граждане будут очень опечалены, если со мной что-нибудь случится, - забормотал Луи, - поэтому прошу вас не бить меня в челюсть, иначе моей карьере трубача наступит конец. - Да и вовсе я не собирался, - ответил изумленный детектив, - я то и задержал тебя по наводке твоего конкурента лидера оркестра соседнего клуба, моя душа страдает, но тебя наверняка посадят за решетку. - Ой, кто к нам пришел, - радостно воскликнули в полицейском участке при виде знаменитости. Армстронга и его приятеля заперли в камере, где находились двое уголовников, каждого из которых потом приговорили к 40 годам тюрьмы. Джазменов, находившихся под воздействием марихуаны, весь этот инцидент пока изрядно забавлял. Сокамерники тем временем возобновили ссору, прерванную появлением музыкантов. - Посторонись, Попс, - уважительно предупредили бандиты прежде чем затеять драку между собой, - а то и тебе ненароком может достаться. Луи забился в угол и с интересом наблюдал как один боец откусил противнику палец. - Душевные ребята, - сокрушался Луи покидая тюрьму, - мне так будет их недоставать. Суд приговорил обоих любителей травки к 6-ти месячному заключению и штрафу в тысячу долларов. Выручил друзей лидер их оркестра, уговоривший судью смягчить наказание: на протяжение полугода Луи должен был лишь ночевать в тюремном госпитале. Получив условный срок, Луи незамедлительно приступил к работе. Шумиха вокруг судебного дела прибавила ему популярности и он царствовал в своем клубе вплоть до его закрытия в марте 1931 года.

8. Возвращение в Чикаго

Луи Армстронг Потом Луи вернулся в Чикаго: нашел работу в клубе "Шоубол". Вскоре там появились двое типов и потребовали у музыканта 6 тыс. долларов в обмен на жизнь. Луи никак не прореагировал. Вымогатели решили, что запросили слишком высокую цену и начали потихоньку снижать сумму выкупа. Когда они опустились до тысячи, их арестовали, а заодно и совладельца конкурирующего клуба, надоумившего парней на такую шутку. Затем Луи завел себе нового менеджера по имени Джорж Коллинз. Это была ошибка, поскольку контракт с прежним менеджером еще не истек. Луи попал между двух огней. Теперь на него предъявляли права сразу два менеджера, представлявшие разные гангстерские шайки. Грозный Ганс Шульц послал в Чикаго гонца с приказом Луи немедленно вернуться в Нью-Йорк. "Как-то вечером в артистическую театра, где я выступал, вломился громила и сообщил, что мне пора собираться, - вспоминал потом Армстронг, - я сказал, что в мои планы никакие путешествия не входят и повернулся к незнакомцу спиной. И тут слышу щелчок, оборачиваюсь, а он наставил на меня револьвер размером с пулемет. Ну я, естественно, сразу согласился на его предложение, пообещав гангстеру тотчас упаковать чемоданы". Но Луи сумел спрятаться и был вывезен Коллинзом тайком загород. После этого случая Луи выработал следующую стратегию выживания. Он держался как можно дальше от Нью-Йорка и от Чикаго и всегда был готов к поспешному бегству при малейшем намеке на опасность. В добавок ко всем прочим неприятностям, Луи беспокоила больная губа, которую трубач постоянно травмировал сильно прижатым мундштуком. На губе образовалась мозоль, которую Луи постоянно срезал, как это делают с мозолями на пятках. Но рана подолгу не заживала и кровь из нее бывало заливала рубашку. Трубач вынужден был делать большие перерывы в работе, которые длились порой месяцами. Денег ему не хватало, Луи похудел, осунулся, ездил на подержанном "Бьюике", короче не производил впечатление преуспевающего артиста.

9. На побывку едет молодой Луи

Луи Армстронг В Новый Орлеан Луи попал случайно, но на родине ему была оказана поистине королевская встреча. На вокзале музыканта приветствовали восемь оркестров, толпы друзей и знакомых. Трубач дал концерт в переполненном зале для белых и хотел сделать то же самое в зале для черных, но власти распорядились закрыть площадку и собравшиеся негры остались без зрелища. Луи посетил квартал, где жил в детстве, вручил соседям конверты с деньгами и несколько дней пьянствовал, вспоминая молодость. В один из вечеров он обнаружил в своем гостиничном номере супругу. Та снова пристала к нему с нравоучениями, а затем спустилась в гараж и, назвавшись миссис Армстронг, получила ключи от машины Луи. Прихватив с собой смазливого гостиничного посыльного, мстительная Лил с песнями покинула гостеприимный Новый Орлеан, оставив Армстронга в полном недоумении. Во избежании подобных сюрпризов в будущем, Луи снял квартиру, где и проживал вместе с Элфой в течение 3 месяцев. Трубач выступал в красивом ресторане на набережной. Вход в заведение неграм был запрещен и они собрались на берегу реки, чтобы послушать игру великого Луи.

10. Мемфисские приключения

Луи Армстронг Гастроли по США у Луи не всегда оказались столь приятными. В Мемфисе шофер рейсового автобуса отказался везти чернокожих пассажиров и вызвал полицию. Один из полицейских расистов в униформе, увидев Луи сидящим под руку с белой женщиной - женой менеджера оркестра, озабоченно спросил у своего раньше появившегося напарника: - Джо, а ты почему ему ногу не прострелил? - и добавил, обращаясь уже к Луи, - Ану вылезай, чучело, нам как раз нужны зборщики хлопка. Всех джазменов засунули в кутузку по двое в камеру. Армстронг с горя скрутил самокрутку из марихуаны и задымил на всю тюрьму, вызвав жуткий переполох в соседних камерах. - Уж за марихуану как пить дать всех посадят. - Плевать на все, - монотонно повторял Луи в ответ на призывы своих коллег прекратить курение. Приунывших джазменов вызволил директор театра, ангажировавший оркестр. Концерт транслировался по радио. Понаблюдав за сновавшими туда-сюда полицейскими, Армстронг прервал вдруг соло на трубе и громко произнес в микрофон: - Я хочу посвятить следующую композицию блюстителям порядка города Мемфиса. После чего запел песню, начинающуюся словами: "Я буду очень рад, если ты здохнешь, негодяй". Когда номер закончился, джазменов обступила толпа людей в униформе. Понимая, что выходка Армстронга может стоить им жизни, музыканты заметались, но все пути к бегству были блокированы окружившими их полицейскими. "Сейчас будуть бить и очень даже может быть ногами", - подумал Луи и зажмурился. Но тут его кто-то дружески тронул за плечо: - Вы первый ансамбль, который посвятил нам песню, - радостно гомонили копы. По счастью мемфисские стражи закона не поняли юмора Луи и джазмены, потрясенные неожиданным поворотом событий еще долго приходили в себя, сидя в автобусе.

Продолжение на странице "Луи Армстронг-2"

Музыкальный фон страницы:
Поет и играет Луи Армстронг (Louis Armstrong)

"Zorba the Greek" ShakallisDance

Клип: Louis Armstrong - Nobody Knows the Trouble I've Seen

Главная
Введение
Мир джаза-1
Мир джаза-2
Мир джаза-3
Мир джаза-4
Мир джаза-5
Мезз Меззроу-1
Мезз Меззроу-2
Дюк Эллингтон
Мeзз Меззроу-3
Стен Гетц-1
Стен Гетц-2
Стен Гетц-3
Бенни Гудмен
Банни Бериген
Бен Уэбстер
Э.Фитцжеральд
Билли Холидей-1
Билли Холидей-2
Гостевая
Мир животных
Луи Армстронг-2
Лестер Янг-1
Лестер Янг-2
Лестер Янг-3
Хамфри Литтелтон-1
Сидней Беше







Яндекс.Метрика