Лестер Янг [Lester Young] -2 |
Малоизвестные случаи из жизни - 2 |
3. Лестер Янг - основная ударная сила музыкантов Канзас-Сити, одолевших легендарного Коулмена Хокинса |
Как-то в Канзас-Сити приехал джаз-бенд Флетчера Хендерсона. Лестер Янг уже давно мечтал послушать первого тенор-саксафониста оркестра Хендерсона легендарного Коулмена Хокинса. Входной билет был Лестеру не по карману, поэтому он пристроился у окна снаружи. Но Янгу не удалось насладиться игрой своего кумира. Флетчер объявил, что Хокинс сегодня выступить не сможет и спросил у публики, кто желает его заменить. В зале таковых не нашлось и Хендерсон, посмеиваясь, повторил свой вопрос на улице. Люди расступились и вытолкнули вперед растерянного Янга. - Вот те раз, пришел издалека послушать самого Хокинса, а вместо этого тебя самого заставляют играть, - подумал Лестер. Ознакомившись с нотами, Янг без труда исполнил партию отсутствующего саксофониста и никакой радости при этом не испытал. Встретиться с великим королем тенор-саксофона Янгу все-таки довелось. На следующий день Коулмен Хокинс лично явился в клуб "Черри Блоссом" и изъявил желание померяться силами со всеми знаменитыми саксофонистами Канзас-Сити. В клуб сбежались десятки музыкантов. Они с почтением окружили мрачного детину, молча сидевшего на стуле со стаканом в руке. Никто из джазменов и не надеялся побороть Хокинса. Саксофонисты хотели только продемонстрировать насколько далеко они продвинулись в копировании стиля мастера. Однако в процессе соревнований некоторых охватил азарт и началась смертельная битва кто кого переиграет. К двум часам ночи Хокинсу противостояли только трое: Хершел Эванс, Бен Уэбстер и Лестер Янг. Остальные сдались. Эти трое по очереди выходили на сцену. Ритм-секция сменялась несколько раз, но к этому времени в клубе уже никого не осталось. Уэбстер побежал будить пианистку Мэри Лу Уильямс. - Проснись, крошка, - закричал он, барабаня в окно, - ты нам очень нужна - последний пианист уже изнемог и уполз за дверь, а Хокинс скинул рубаху и не сдается. Хокинс не ожидал, что встретит такое сопротивление. Ему давно пора было ехать в Сент-Луис, а он все пытался отстоять свою джазовую корону. Мало того, что ему не удалось это сделать так он, пытаясь поспеть в Сент-Луис на концерт, запорол мотор своего нового "Кадилака". Капитальный ремонт мотора плюс утеря почетного титула - есть от чего расстроиться. И Хокинс с горя запил - доконали таки его эти психи из Канзас-Сити. Победители проанализировав ход музыкального сражения, пришли к выводу, что без Лестера Янга они не смогли бы не только одолеть Колмана Хокинса, но даже не отважились бы ему противостоять. Лестер же скромничал. Весть о ниэвержении с пьедестала гиганта тенор-саксофона разнеслась по всей Америке. Кейси Кросс Рассел объявил триумф Лестера Янга поворотным пунктом в развитии джазовой музыки. Великое событие отмечали в клубе "Сансет" - главном месте встречь городских саксофонистов. В этом заведении дым всегда стоял столбом и шум хоть уши затыкай. Потолок был таким низким, что контрабасс по вертикали не помещался, но зато какие люди вокруг. В баре за стойкой орудовал толстяк с гитарой наперевес по имени Биг Джо Тернер. Разливая спиртное по стаканам, он самозабвенно орал блюз. Лестер, едва прихлебывая виски, держался скромно. Он был застенчив и не умел постоять за себя в случае необходимости. Его защищали более смелые соратники. Однажды музыканты, отыграв положенное время в клубе, начали было собираться, но хозяин потребовал, чтобы они вернулись на сцену и играли до тех пор пока он сам не объявит отбой. Хозяина побаивались, потому что он водился с ганстерами. Большинство джазменов побежали на подиум. Лестер тоже покорно извлек из футляра свой саксофон и только пианист Сэмми Прайс достал из кармана револьвер и направил его на наглеца. - Ты или шутишь, или не понимаешь с кем связался, - процедил Сэмми сквозь зубы. Хозяин заведения попятился и не стал препятствовать поспешному отступлению музыкантов После памятной битвы саксофонистов Лестер обрел солидную репутацию в джазовых кругах. Однако на его статусе это никак не отразилось. Акулы шоу-бизнеса по-режнему его игнорировали. Первую запись Янг сдедал только спустя три года - осенью 1936-го. А исторический джем-сейшен, состоявшийся в Канзас-Сити позним вечером 18 декабря 1933 года к сожалению не был запечатлен для потомков. В том же месяце под одной крышей объединились музыканты, в разное время игравшие в составе ансамбля "Блю Дэвлс". Все они, включая Янга, влились в состав оркестра Бенни Моутена. Пока утрясались организационные вопросы, часть джазменов под руководством Каунта Бейси совершила короткий марш-бросок в Литл-Рок и столкнулась там с Флетчером Хендерсоном. Тот специально приехал из Канзас-Сити, чтобы переманить к себе Лестера Янга. Флетчер решил посадить его на место поверженного и уволившегося Коулмена Хокинса. Янг согласился перейти к Хендерсону, однако не потому, что ему пообещали там в три раза больше денег. Да и вопросы престижа его волновали меньше всего. Лестер стремился доказать прежде всего самому себе а уж потом и всему остальному миру, что он самый лучший из коллег по профессии. На первой же репетиции выяснилось, что Лестер Янг играет просто замечательно, но совсем не так как Коулмен Хокинс и его саунд не вписывается в общее звучание. Оркестранты старожилы стали третировать новичка. Лидер же взялся его переучивать и начался подлинный кошмар. Хендерсон поселил Янга в своем доме. Утром в 9 часов жена Хендерсона будила гостя, кормила его завтраком и ставила на патефон очередную пластинку Коулмена Хокинса. - Ты понял как нужно играть, - грозно спрашивала она и, получив уклончивый ответ, снова заводила пластинку. Лестер злился. - Что эта баба о себе воображает? Да она играет на трубе как клоун в цирке и пытается меня научить дудеть по-хокинскому. Кончилась вся эта эпопея увольнением Янга. Когда ему предложили уйти по собственному желанию, Лестер поблагодарил босса за все хорошее и попросил рекомендацию. Хендерсон охотно дал рекомендацию, а на производственном собрании устроил выволочку оркестрантам, издевавшимся над Янгом. - Да он забьет вас всех - и тебя, и тебя, и тебя - тоже. Вот поэтому вы и создали ему такие условия, что ему пришлось уйти. |
4. Женитьба, любимая собака и оркестр Каунта Бейси "През" и "Леди Дэй" |
Не найдя работы в Нью-Йорке, Лестер Янг вернулся в Канзас-Сити, поиграл 3 месяца в оркестре Энди Керка, а затем уехал в Миниаполис. Там он женился на девушке Беатрис. Беатрис мечтала об уютном гнездышке, надежном и ответственном муже. Куда там - совершенно не тот случай. Лестер и подобранная им на улице собака жили в третьеразрядной гостинице и питались чем Бог пошлет. Однако жена настаивала на том, чтобы Лестер проявлял больше инициативы в поисках работы и тот нехотя зашевелился. Узнав, что Каунт Бейси формирует в Канзас-Сити оркестр, он послал ему телеграмму и тотчас же получил место в джаз-бенде с окладом 18 долларов в неделю. Номер в отеле стоил 50 центов в день, на остальные - гуляй - нехочу и еще останется. Судите сами: набор из сосисек, гамбургера, хлеба и бокала пива стоил 10 центов, порция виски обходилась в 15 центов. Лестер не экономил и охотно приглашал коллег в ресторан, где подавали самое лучшее виски в городе. Сам то он не пил, но других угощал щедро. Поскольку регулярная зарплата была не частым явлением в жизни Лестера Янга, он пользовался моментом, приобрел несколько костюмов и перстень, который носил на пальце до конце своих дней. Эту приятную идилию нарушила приехавшая в Канзас-Сити Беатрис. На двоих денег уже не хватало. Просить повышения зарплаты Лестер стеснялся, а искать дополнительный заработок не хотел. Беатрис пилила ленивого супруга. Лестер долго терпел, но потом не выдержал, отвесил жене затрещину и сразу наступили покой и тишина. Жена молча собрала чемоданы и ушла навсегда. Лестер со счастливой улыбкой на лице тоже пошел - на улицу гулять с любимой cобакой. Лестер впервые попал в студию звукозаписи, будучи в составе оркестра Каунта Бейси. Это произошло в октябре 1936 года. Сеанс записи организовал Джон Хемонд. Рецензии были преимущественно негативными. Янг играл сумбурно, музыка была сырая, сказалось недостаточное количество репетиций. Проглотив обиду, саксафонист попытался выделиться с помощью примитивных трюков. В местной прессе промелькнула следующая заметка: " В оркестре Бейси есть весьма примечательная личность. Каждый, кто побывал на его концертах, наверняка обратил внимание на Лестера Янга. Этот круглолицый джельтельмен неприметен пока играет со всеми, сидя с краю саксофонной секции, но когда наступает его очередь солировать, начинается цирк. Лестер задирает свой инструмент вверх так, что он принимает почти горизонтальное положение, а сам играет, глядя в потолок. Когда же все подпевают вокалисту, он лишь делает вид, что поет - на самом деле он лишь шевелит губами". Лестер Янг близко дружил с певицей Билли Холидей и у продюсера возникла идея соединить их в студии. Музыкальная поддержка, оказанная саксофонисту певицей оказалась столь мощной, что Билли решила привлекать Лестера к совместной работе как можно чаще. Саксофон Янга слышен на 50-ти записях Холидей, сделанных на "Эпокеллер". Каунт Бейси тоже не дремал, так что Янг принял участие в записях 105 его композиций, вышедших на фирмах "Дека" и "Коламбиа". - Лестер играет, словно поет - я почти что различаю слова, - говорила Билли Холидей. Кстати это с ее легкой руки его стали называть "През" - сокращение от президента. Прозвища "Король", "Герцог", "Граф" были уже разобраны другими, но и "Президент" - тоже не плохо. В Америке президент поглавнее всяких там аристократов. Выступление оркестра Бейси в гарлемском театре "Аполло" 19 марта 1937 года стало довольно успешным для самого Бейси и поистине триумфальным для его вокалистов. Лестер Янг в значительной степени способствовал этому успеху. Вставая солировать, он застегивал пиджак, приближался к микрофону, наклонял голову набок, выдвигал саксофон вперед, резко задирал его косо вверх и начинал играть забивая весь оркестр. Экстровагантное поведение музыканта возбуждало молодых негров, и - не только в зале. На тротуарах играли стайки подростков и иммитировали боевую стойку Лестера Янга, перебирая клапаны воображаемого саксофона. После серии концертов в "Савой" биг-бенд Каунта Бейси отправился в турне по Восточному побережью. Гастрольная атмосфера привычная для Янга: автобус, погрузка, разгрузка, дружеское соперничество, разные мелкие эксцессы, алкоголь, наркотики. Лестер обычно устраивался на заднем сиденьи автобуса и оттуда с улыбкой наблюдал за действиями неугомонных бойцов Бейси. Всех, с кем ему доводилось общаться, независимо от пола, Лестер почему-то называл "Леди". "Президент" придумывал клички коллегам. Так Каунту Бейси он дал прозвище "Святой", для тучного певца Джимми Рашенга он припас кличку "Хани-Бани-Бу", а Билли Холидей с легкой руки Янга стала именоваться "Леди Дэй". По окончании гастролей музыканты Бейси посетили студию и записали "Ван О Клокк Джамп" - хит и будущий гимн оркестра. Эта инструментальная пьеса родилась спонтанно во время концертной импровизации. Партию саксофона потом специально написал Бастер Смитт. Поначалу произведение именовалось "Блю Болс", но перед радиотрянсляцией ведущий решительно забраковал это название. "Болс" на сленге означает мужские яйца - в эфире могут не так понять. Радиопрограмма заканчивалась какраз в час ночи и ведущий, не долго думая, переименовал композицию. |
Музыкальный фон страницы: Играет Лестер Янг [Lester Young] |
Лестер Янг [Lester Young] и Билли Холидей [Billie Holiday] |
Вилли Нельсон [Willie Nelson] |
Главная |
---|
Введение |
Мир джаза-1 |
Мир джаза-2 |
Мир джаза-3 |
Мир джаза-4 |
---|
Мир джаза-5 |
Мезз Меззроу-1 |
Мезз Меззроу-2 |
Дюк Эллингтон |
Музз Меззроу-3 |
---|
Стен Гетц-1 |
Стен Гетц-2 |
Стен Гетц-3 |
Бенни Гудмен |
---|
Банни Бериген |
Бен Уэбстер |
Луи Армстронг-1 |
Э.Фитцжеральд |
---|
Билли Холидей-1 |
Гостевая |
Мир животных |
Луи Армстронг-2 |
Билли Холидей-2 |
---|
Лестер Янг-1 |
Лестер Янг-3 |
Хамфри Литтелтон-1 |
Хамфри Литтелтон-2 |