![]() |
Лестер Янг [Lester Young] -2 |
![]() |
Малоизвестные случаи из жизни - 2 |
3. Лестер Янг - основная ударная сила музыкантов Канзас-Сити, одолевших легендарного Коулмена Хокинса |
Как-то в Канзас-Сити приехал джаз-бенд Флетчера Хендерсона. Лестер Янг уже давно мечтал послушать первого тенор-саксафониста оркестра Хендерсона легендарного Коулмена Хокинса. Входной билет был Лестеру не по карману, поэтому он пристроился у окна снаружи. Но Янгу не удалось насладиться игрой своего кумира. Флетчер объявил, что Хокинс сегодня выступить не сможет и спросил у публики, кто желает его заменить. В зале таковых не нашлось и Хендерсон, посмеиваясь, повторил свой вопрос на улице. Люди расступились и вытолкнули вперед растерянного Янга. - Вот те раз, пришел издалека послушать самого Хокинса, а вместо этого тебя самого заставляют играть, - подумал Лестер. Ознакомившись с нотами, Янг без труда исполнил партию отсутствующего саксофониста и никакой радости при этом не испытал. Встретиться с великим королем тенор-саксофона Янгу все-таки довелось. На следующий день Коулмен Хокинс лично явился в клуб "Черри Блоссом" и изъявил желание померяться силами со всеми знаменитыми саксофонистами Канзас-Сити. В клуб сбежались десятки музыкантов. Они с почтением окружили мрачного детину, молча сидевшего на стуле со стаканом в руке. Никто из джазменов и не надеялся побороть Хокинса. Саксофонисты хотели только продемонстрировать насколько далеко они продвинулись в копировании стиля мастера. ![]() - Проснись, крошка, - закричал он, барабаня в окно, - ты нам очень нужна - последний пианист уже изнемог и уполз за дверь, а Хокинс скинул рубаху и не сдается. Хокинс не ожидал, что встретит такое сопротивление. Ему давно пора было ехать в Сент-Луис, а он все пытался отстоять свою джазовую корону. Мало того, что ему не удалось это сделать так он, пытаясь поспеть в Сент-Луис на концерт, запорол мотор своего нового "Кадилака". Капитальный ремонт мотора плюс утеря почетного титула - есть от чего расстроиться. И Хокинс с горя запил - доконали таки его эти психи из Канзас-Сити. Победители проанализировав ход музыкального сражения, пришли к выводу, что без Лестера Янга они не смогли бы не только одолеть Колмана Хокинса, но даже не отважились бы ему противостоять. Лестер же скромничал. Весть о ниэвержении с пьедестала гиганта тенор-саксофона разнеслась по всей Америке. Кейси Кросс Рассел объявил триумф Лестера Янга поворотным пунктом в развитии джазовой музыки. Великое событие отмечали в клубе "Сансет" - главном месте встречь городских саксофонистов. В этом заведении дым всегда стоял столбом и шум хоть уши затыкай. Потолок был таким низким, что контрабасс по вертикали не помещался, но зато какие люди вокруг. В баре за стойкой орудовал толстяк с гитарой наперевес по имени Биг Джо Тернер. Разливая спиртное по стаканам, он самозабвенно орал блюз. Лестер, едва прихлебывая виски, держался скромно. Он был застенчив и не умел постоять за себя в случае необходимости. Его защищали более смелые соратники. Однажды музыканты, отыграв положенное время в клубе, начали было собираться, но хозяин потребовал, чтобы они вернулись на сцену и играли до тех пор пока он сам не объявит отбой. Хозяина побаивались, потому что он водился с ганстерами. Большинство джазменов побежали на подиум. Лестер тоже покорно извлек из футляра свой саксофон и только пианист Сэмми Прайс достал из кармана револьвер и направил его на наглеца. - Ты или шутишь, или не понимаешь с кем связался, - процедил Сэмми сквозь зубы. Хозяин заведения попятился и не стал препятствовать поспешному отступлению музыкантов После памятной битвы саксофонистов Лестер обрел солидную репутацию в джазовых кругах. Однако на его статусе это никак не отразилось. Акулы шоу-бизнеса по-режнему его игнорировали. Первую запись Янг сдедал только спустя три года - осенью 1936-го. А исторический джем-сейшен, состоявшийся в Канзас-Сити позним вечером 18 декабря 1933 года к сожалению не был запечатлен для потомков. В том же месяце под одной крышей объединились музыканты, в разное время игравшие в составе ансамбля "Блю Дэвлс". Все они, включая Янга, влились в состав оркестра Бенни Моутена. Пока утрясались организационные вопросы, часть джазменов под руководством Каунта Бейси совершила короткий марш-бросок в Литл-Рок и столкнулась там с Флетчером Хендерсоном. Тот специально приехал из Канзас-Сити, чтобы переманить к себе Лестера Янга. Флетчер решил посадить его на место поверженного и уволившегося Коулмена Хокинса. Янг согласился перейти к Хендерсону, однако не потому, что ему пообещали там в три раза больше денег. Да и вопросы престижа его волновали меньше всего. Лестер стремился доказать прежде всего самому себе а уж потом и всему остальному миру, что он самый лучший из коллег по профессии. ![]() - Ты понял как нужно играть, - грозно спрашивала она и, получив уклончивый ответ, снова заводила пластинку. Лестер злился. - Что эта баба о себе воображает? Да она играет на трубе как клоун в цирке и пытается меня научить дудеть по-хокинскому. Кончилась вся эта эпопея увольнением Янга. Когда ему предложили уйти по собственному желанию, Лестер поблагодарил босса за все хорошее и попросил рекомендацию. Хендерсон охотно дал рекомендацию, а на производственном собрании устроил выволочку оркестрантам, издевавшимся над Янгом. - Да он забьет вас всех - и тебя, и тебя, и тебя - тоже. Вот поэтому вы и создали ему такие условия, что ему пришлось уйти. |
4. Женитьба, любимая собака и оркестр Каунта Бейси "През" и "Леди Дэй" |
Не найдя работы в Нью-Йорке, Лестер Янг вернулся в Канзас-Сити, поиграл 3 месяца в оркестре Энди Керка, а затем уехал в Миниаполис. Там он женился на девушке Беатрис. Беатрис мечтала об уютном гнездышке, надежном и ответственном муже. Куда там - совершенно не тот случай. Лестер и подобранная им на улице собака жили в третьеразрядной гостинице и питались чем Бог пошлет. Однако жена настаивала на том, чтобы Лестер проявлял больше инициативы в поисках работы и тот нехотя зашевелился. Узнав, что Каунт Бейси формирует в Канзас-Сити оркестр, он послал ему телеграмму и тотчас же получил место в джаз-бенде с окладом 18 долларов в неделю. Номер в отеле стоил 50 центов в день, на остальные - гуляй - нехочу и еще останется. Судите сами: набор из сосисек, гамбургера, хлеба и бокала пива стоил 10 центов, порция виски обходилась в 15 центов. Лестер не экономил и охотно приглашал коллег в ресторан, где подавали самое лучшее виски в городе. Сам то он не пил, но других угощал щедро. Поскольку регулярная зарплата была не частым явлением в жизни Лестера Янга, он пользовался моментом, приобрел несколько костюмов и перстень, который носил на пальце до конце своих дней. Эту приятную идилию нарушила приехавшая в Канзас-Сити Беатрис. На двоих денег уже не хватало. Просить повышения зарплаты Лестер стеснялся, а искать дополнительный заработок не хотел. Беатрис пилила ленивого супруга. Лестер долго терпел, но потом не выдержал, отвесил жене затрещину и сразу наступили покой и тишина. Жена молча собрала чемоданы и ушла навсегда. Лестер со счастливой улыбкой на лице тоже пошел - на улицу гулять с любимой cобакой. Лестер впервые попал в студию звукозаписи, будучи в составе оркестра Каунта Бейси. Это произошло в октябре 1936 года. Сеанс записи организовал Джон Хемонд. Рецензии были преимущественно негативными. ![]() Лестер Янг близко дружил с певицей Билли Холидей и у продюсера возникла идея соединить их в студии. Музыкальная поддержка, оказанная саксофонисту певицей оказалась столь мощной, что Билли решила привлекать Лестера к совместной работе как можно чаще. Саксофон Янга слышен на 50-ти записях Холидей, сделанных на "Эпокеллер". Каунт Бейси тоже не дремал, так что Янг принял участие в записях 105 его композиций, вышедших на фирмах "Дека" и "Коламбиа". - Лестер играет, словно поет - я почти что различаю слова, - говорила Билли Холидей. Кстати это с ее легкой руки его стали называть "През" - сокращение от президента. Прозвища "Король", "Герцог", "Граф" были уже разобраны другими, но и "Президент" - тоже не плохо. В Америке президент поглавнее всяких там аристократов. Выступление оркестра Бейси в гарлемском театре "Аполло" 19 марта 1937 года стало довольно успешным для самого Бейси и поистине триумфальным для его вокалистов. Лестер Янг в значительной степени способствовал этому успеху. Вставая солировать, он застегивал пиджак, приближался к микрофону, наклонял голову набок, выдвигал саксофон вперед, резко задирал его косо вверх и начинал играть забивая весь оркестр. Экстровагантное поведение музыканта возбуждало молодых негров, и - не только в зале. На тротуарах играли стайки подростков и иммитировали боевую стойку Лестера Янга, перебирая клапаны воображаемого саксофона. После серии концертов в "Савой" биг-бенд Каунта Бейси отправился в турне по Восточному побережью. Гастрольная атмосфера привычная для Янга: автобус, погрузка, разгрузка, дружеское соперничество, разные мелкие эксцессы, алкоголь, наркотики. Лестер обычно устраивался на заднем сиденьи автобуса и оттуда с улыбкой наблюдал за действиями неугомонных бойцов Бейси. Всех, с кем ему доводилось общаться, независимо от пола, Лестер почему-то называл "Леди". "Президент" придумывал клички коллегам. Так Каунту Бейси он дал прозвище "Святой", для тучного певца Джимми Рашенга он припас кличку "Хани-Бани-Бу", а Билли Холидей с легкой руки Янга стала именоваться "Леди Дэй". ![]() |
Музыкальный фон страницы: Играет Лестер Янг [Lester Young] |
Лестер Янг [Lester Young] и Билли Холидей [Billie Holiday] |
Вилли Нельсон [Willie Nelson] |
Главная |
---|
Введение |
Мир джаза-1 |
Мир джаза-2 |
Мир джаза-3 |
Мир джаза-4 |
---|
Мир джаза-5 |
Мезз Меззроу-1 |
Мезз Меззроу-2 |
Дюк Эллингтон |
Музз Меззроу-3 |
---|
Стен Гетц-1 |
Стен Гетц-2 |
Стен Гетц-3 |
Бенни Гудмен |
---|
Банни Бериген |
Бен Уэбстер |
Луи Армстронг-1 |
Э.Фитцжеральд |
---|
Билли Холидей-1 |
Гостевая |
Мир животных |
Луи Армстронг-2 |
Билли Холидей-2 |
---|
Лестер Янг-1 |
Лестер Янг-3 |
Хамфри Литтелтон-1 |
Хамфри Литтелтон-2 |